Изучение стихотворений А. Блока в 9-м классе
Девятиклассники, изучающие литературу по программе Т. Ф. Курдюмовой, впервые знакомятся с поэзией А. А. Блока . Они еще не могут интерпретировать стихотворения величайшего «тенора эпохи» с историко-литературной позиции, хотя бы ввиду ограниченности во времени рамками насыщенной программы. В этих условиях интересным представляется герменевтический подход.
Предложенный путь первичного анализа служит хорошей базой для подготовки учащихся к собственной интерпретации текста.
О чем стихотворение Блока «О, весна без конца и без краю…» из цикла «Заклятие огнем и мраком»? Давайте подумаем вместе, следуя за автором…
Начнем с эпиграфа из М. Ю. Лермонтова:
За все, за все тебя благодарю я…
Тема благодарения… За что?
— За мучения, за слезы, за «отраву поцелуя», за месть, за клевету…
Почему это достойно благодарения и достойно ли?
— Любовь, даже несчастная, — благо; враги и друзья — опыт жизни; «жар души» — талант, дар небес…
О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!
Речь идет о времени года?
— Это не календарное время года — это время, когда сбываются самые немыслимые мечты.
Выстраиваем тематическую цепочку: весна-мечта…
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!
Итак: весна-мечта-жизнь! Герой открыт жизни, принимает ее, приветствует… «звоном щита»!
Какие ассоциации рождает слово «щит»?
— Защита…
Принимает и защищается?!
— Рыцарь в доспехах…
Да! Мотив рыцарства. У Блока, и не только периода «Прекрасной Дамы», — это основной мотив. Он еще в доспехах рыцаря, но уже готов к новым подвигам.
Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет!
Что открывается поэту в новой жизни?
— Неудача и удача, плач и смех…
В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет!
Но они ему еще не совсем открылись: плач и смех — «тайные области», хотя и в них уже нет «позорного», стыдного… Лирический герой еще не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.
Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!
Обратим внимание на качество прилагательных и причастия.
— Бессонные — полные жизненной активности, неутомимые…
— Темные — здесь «тайные», сокровенные, из глубины сознания…
— Воспаленные — палить — огненные — стихия огня!
— Темные — мрак, воспаленные — огонь: заклятие огнем и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!
Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов!
Откуда города могут казаться колодцами, а веси — пустынными?
— Сверху, если смотреть с неба…
— Да! Лирический герой еще в своей башне, где совершает обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию .
Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!
Продолжите тематическую цепочку.
— Небо и землю с ее «рабьим трудом» принимает поэт.
— Небо, символизирующее свободу, и земля — рабство, оказываются соединенными в представлении лирического героя.
И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах…
Какой образ появляется?
— Женский — на это указывает местоимение «тебя», «змеиные кудри»…
— О ней уже с маленькой буквы — земная женщина.
Почему у порога?
— Порог, по мифологическим представлениям, мыслится как переходный момент: далее — чужой мир. Она у порога… Ситуация пороговая, то есть пограничная, далее — другой мир, где змеиные кудри оплетают, буйный ветер уносит…
Куда?
Проследим, как усиливается мотив враждебности другого мира.
— Ее губы не знают имени Бога, они холодны, то есть порочны, враждебны …
Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над нами — хмельная мечта!
— Усиление мотива враждебности, оттого снова появляется тема щита… но и она никогда не откроет плечи — она недосягаема, закрыта для лирического героя! Остается только мечтать!
И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!
— Это любовь — страсть к той, чьи уста не знают имени Бога! Впереди мученья и, может быть, смерть…
Какой ответ дает лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
— Утвердительный, жизнеутверждающий!
Как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстно влюбленному в Снежную Маску — земную, грешную женщину, грозящую гибелью.
Изучение стихотворений А. Блока в 9-м классе