«К счастливым» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «К счастливым» Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который переводится с греческого как «Венок».
Литературное направление и жанр
В эпоху революции 1905 г. Брюсов создал цикл «Современность», в котором пытался дать свою оценку политическим и общественным событиям в стране, приспособиться к стремительно меняющемуся миру, найти свое место в нем. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
В стихотворении «К счастливым» Брюсов пользуется образной системой символизма. Его стихотворение — своеобразная утопия, описание счастливого будущего. Как это свойственно символизму, стихотворение описывает нематериальную, идеологическую сторону жизни потомков.
Даже то, что в названии Брюсов использует субстантиват, превращает слово в символический образ. Кто счастливый? Потомки?
Люди будущего? Насколько оно отдалено?
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 9 строф. Первая строфа определяет, хотя и очень абстрактно, время и место человека будущего, к которому обращается лирический герой. Следующие две строфы описывают среду обитания счастливых — город будущего.
Четвертая строфа сосредоточена на качествах грядущих поколений, а пятая и шестая — на их идеалах и достижениях. Седьмая и восьмая строфы посвящены судьбе нынешних поколений, а в девятой лирический герой примиряется с тем, что никогда не увидит нарисованного им счастливого будущего, в котором будет предан забвению.
Тема стихотворения — счастливое будущее. Основная мысль: жизнь нынешних поколений — дар грядущим, счастливым и совершенным.
Тропы и образы
В первой вступительной строфе Брюсов указывает на время, которое он предвидит. «Свершатся сроки» — вот и причина выбора точки на шкале времени. Изначально стихотворение основано на предопределенности. Не только время появления счастливых, но и факт их появления зависит от судьбы. Течение времени для Брюсова подобно реке.
На быстрине столетий блестит луч какого-то еще не наступившего века. Он загорится, когда придет. То есть река времени — это не вода, а огонь.
Если первые две строчки — метафора времени, то следующие две — определение места человека в мире будущего. Оно очень похоже на коммунистические грезы: вольный человек стоит твердо пред ликом неба .
Город будущего в стихотворении удивительно похож на мир романа-антиутопии Замятина «Мы», написанного спустя 15 лет, в 1920 г. Связанный с революциями всплеск утопий перешел в рождение антиутопий, воплотивших разочарование и безнадежность. Место обитания будущего человека — Единый Город из стекла, подобного чешуе . Время года в нем регулируется, это место вечной «ласкательной весны» .
От человека также зависит время суток и погода. Он отказывается от смены дня и ночи, оставляя «чистый свет» без облаков и тени.
Мир Брюсова не похож на мир Замятина и любую коммунистическую утопию в оценке прошлого. Во всех антиутопиях есть пропасть между прошлым и «счастливым» будущим. Это воплощение слов «Интернационала», который декларировал разрушение старого мира и строительство нового. Но в данном стихотворении Брюсов ратует за преемственность поколений. Мир не «наш новый», а ничей.
Он — дар всех предыдущих поколений будущим .
Лирический герой выделяет личные качества героев будущего. Для этого Брюсов использует перифраз цари стихий, владыки естества, последыши и баловни природы. Люди будущего представлены не просто как цари природы, но как повелевающие стихиями и самой природой.
Они не живут, а совершают ликующие годы в веселье торжества .
В высоком стиле Брюсов описывает достижения, о которых мы только томились «почти без веры»: свобода, равенство и братство. Эти лозунги Великой французской революции — ценности, которые лирический герой воспринимает как святой родник , к которому современники не припадут, а люди будущего «вкусят смело, полностью, сверх меры» .
Для будущих поколений откроются все знания, что выражено метафорически: родник упоит их «в бессонной жажде знанья». Даже красота осуществится и «насытит их предельные желанья» , то есть та самая красота, которая спасет мир.
Свое место и место своих современников лирический герой, не обольщаясь, определяет как забвение. Он сравнивает все современные поколения с перегноем, который ляжет в века. Никто в будущем не услышит этого стихотворения, которое лирический герой называет гимном .
Но современники лирического героя обладают важными личностными качествами, которых он не находит у грядущих поколений: они ищут, верят и страстно дышат .
С точки зрения лирического героя, его современники гибнут даром. Их прекрасные качества окажутся никому не нужными в будущем, их жизнь будет восприниматься как сказка, бред, беглый сон, тягостный кошмар .
«К счастливым» анализ стихотворения Брюсова