Как будут жить герои новеллы «Перевоплощение»
Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в семье, состоящей из очень разных людей: мать походила из семьи просвещенных раввинов, была культурной женщиной, а отец был скотобойцем свиней в селе, а потом выбился в фабриканты. Отец всегда силой давления решал все проблемы, что ранило Франца. Мать говорила по-немецки, отец — по-чешски, а сын знал оба языка. Кафка походил из еврейской семьи, писал на немецком, живя в Праге. Евреи были в Праге общиной, немцы колонией, чехи — народом. Как еврей, он не был своим в христианском мире. Как индифферентный еврей — так как именно таким Кафка был сначала — не был своим среди евреев. Как еврей, который говорит по-немецки, он не был своим среди немцев. Как богемец, он не был целиком австрийцем. Как служащий по страхованию рабочих, он не в полной мере принадлежал к буржуазии. Как бюргерский сын, — не целиком к рабочим.
Да и на службе он был не весь, так как чувствовал себя писателем. Но и писателем не был, так как все силы отдавал семье. Но и в семье отца чувствовал себя «более чужим, чем найчужим». Это наложило отпечаток на все его творчество.
В 1901 — 1905 годах в Праге изучает юриспруденцию и историю в университете. С 1906 по 1907 стажируется, а потом служит в страховом обществе. Он имел степень доктора юридических наук, но избегал карьеры. Франц Кафка всю жизнь посвятил родительской семье и никогда не имел своей. Имел какую-то болезненную любовь-ненависть к отцу, которому всю жизнь хотел доказать собственную значимость. В его жизни были женщины: Фелиция Бауер, Дора Димант, Юлия Вохрицех, Милена Ессенская, и хотя с тремя из них он в разное времени был помолвлен, до бракосочетания дело так и не дошло. В 1917 году он заболел туберкулезом и, выйдя в 1922 году на пенсию, буквально убежал в Берлин, чтобы стать литератором. Там он и жил с 1923 года вместе с Дорой Димант. С июня 1924 года умер в Кирлинге под Веной.
При жизни он опубликовал лишь одну шестую всего, что написал. Своему другу Максу Броду он завещал сжечь все свои произведения после смерти. Но тот нарушил волю Кафки, и мир узнал богатство его творчества. Наиболее известные произведения: «Преобразование» (1914), «Процесс» (1918-1925), «Замок» (1926), «Америка» (1927). Большинство произведений появилось намного позднее времени написания.
Кроме того, один из его приятелей Густав Яноух, который ходил за Кафкой и записывал его выражения и мысли, издал потом это отдельной книгой. При жизни Кафки вышло лишь три сборника новелл: «Наблюдение» (1913), «Сельский врач» (1918), «Художник голода» (1924). Наверное, самое страшное в мире, когда человек утром просыпается и не находит себя. Еще есть мысли, но они большей частью «вчерашние». А человека уже нет. Вместе с тем в кровати лежит на спине огромное странное насекомое, беспомощно теребит ножками, стараясь встать. Но тяжелый панцирь тянет вниз. Что это? Ночные ужасы? Тяжелая психическая болезнь? Нет, это реальность. Реальность, в которой будут жить герои новеллы «Перевоплощение». Реальность, в которую поверит читатель. Особая реальность Ф. Кафки.
Он создает свой миф. Реальность и фантастика объединяются, чтобы создать образную картину современного автору мира, безжалостного и абсурдного, где ничего не подвергается логическому толкованию, где человек обречен на одиночество и чувствует себя лишь насекомым. За что судьба наказывает главного героя новеллы Грегора Замзу? Он обычный молодой человек. Все его усилия и заботы — о семье. Работу свою он не любил и мечтал когда-нибудь покинуть ее, но не сейчас. Когда семья будет обеспечена. Именно об этом позволяет себе помечтать Грегор, лежа в кровати и ощущая себя удивительно измененным, но еще не сознавая этого.
Он лишь ощущает, что ему тяжело перевернуться на правый бок, на котором он привык спать. Такие детали, которыми насыщает рассказ Кафка, только усиливают впечатление достоверности всего, что происходит. В конце концов, герой убедился, что превратился в насекомого. И ужаснулся. Но не самого перевоплощения. Ужаснулся, что опоздал на поезд и теперь не придет на работу своевременно. Ужаснулся, что в новом виде ему тяжело будет работать с клиентами и семья останется без средств. Ужаснулся, когда услышал кроткий голос матери и в ответ свой комариный писк. Интересно, что Грегор никого из родных не призывает на помощь, хотя это была бы нормальная реакция. Он почти сразу воспринимает свое перевоплощение без внутренней борьбы.
А все усилия сосредоточивает на приспособлении к новому телу, к новым условиям жизни. И даже находит кое-что приятное в своем новом положении. Например то, что может лазить по потолку.
Грегора мучают стыд и безысходность, брезгливое отношение наиболее дорогих ему людей. Но он даже не задумывается, почему с ним это произошло. Возможно, потому, что внутренне, еще в образе человека, Грегор чувствовал себя насекомым, которое ничего не может изменить в жизни? Возможно, потому, что в своей семье он был одинокий и его любили до тех пор, пока в нем была потребность?
На эти вопросы автор не дает ответа. Его стиль, насыщенный бытовыми, деталями, наоборот, будто заставляет читателя сосредоточиться на событиях, а не размышлять над причинами. И этот стилевой прием снова напоминает давние мифы, в которых давался лишь рассказ о событиях, и каждый имел право толковать их, как захочет. И вдобавок мифы были произведением коллективного творчества, позиция автора не имела никакого значения. Объективный, или «протокольный стиль» Кафки имеет, возможно, такую же самую цель.
И «миф Кафки» тоже каждый имеет право толковать согласно своим жизненным ценностям.
Как будут жить герои новеллы «Перевоплощение»