Как могло случиться, что русский писатель оказался в эмиграции?
Решением парткома Союза писателей Украины В. П. Некрасова исключили из партии. Для него это было ударом — он вступил в партию в годы войны, защищая тракторный завод в Сталинграде. Тогда это означало записаться в смертники. А теперь, спустя годы, его исключали за то, что «позволил иметь себе собственное мнение, которое противоречит генеральной линии партии». Припомнили ему и резкий протест против решения партийных чиновников построить на месте Бабьего Яра стадион. Об одном выразительном эпизоде из целого ряда мелких придирок, оскорблений, унизительных выпадов в адрес писателя вспоминала Ф. Мей, посетившая его перед самым отъездом. Она узнала, что у Некрасова отобрали медаль «За оборону Сталинграда», — награду, которая была для него дороже всех лауреатских, не разрешили взять с собой. С 1974 г. В. Некрасов поселился в Париже. Там были написаны «Записки Зеваки» (1975), «По ту сторону стены» (1978), «Саперли-попет» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986).
За событиями, описанными в этих литературных произведениях, перед читателем встает образ автора — чуть ироничного, но всегда печального. Это ведь не придуманная болезнь — ностальгия, это болезнь души, насильно отторгнутой от родины. В «Маленькой печальной повести» о трех «мушкетерах» с берегов Невы, мечтающих о высоком призвании артиста, действует авторский «кодекс чести»: нельзя бросать мать, нельзя продаваться, нельзя предавать. В рассказе о трех мальчиках другого поколения ощущается личная боль автора, для которого дружба была высшим проявлением человеческого духа. И самой страшной из потерь была потеря дружбы, которую предали: «Один из самых близких моих друзей, еще с юных, восторженных лет, не только не пришел прощаться, но даже не позвонил. Еще один друг, тоже близкий, хотя и послевоенных лет, прощаясь и глотая слезы, сказал:
— Не пиши, все равно отвечать не буду… И это «отвечать не буду», эта рана до сих пор не заживает». Все же писатель надеется на лучшее. Именно поэтому в повести появляется постскриптум — телеграмма от одного из друзей-мушкетеров, опровергающая сказанное в эпилоге «не переписываются, не звонят».
Подводя итоги своей нелегкой судьбы, Некрасов в 1983 г. закончил повесть «Саперлипопет» (нечто среднее между ругательством и восклицанием на манер русского «А, черт!»). Другое название повести «Если бы да кабы, то во рту росли бы грибы». Эта книга по-некрасовски иронична и печальна одновременно. Осознавая, что «Саперлипопет» может быть его последним произведением (писатель страдал раком легких), он не кривил душой перед самим собой, перед читателем: «Вот и живу в этом, не так уж изменившемся за прошедшие годы, городке. Хотел сказать живу и не тужу. Нет, тужу. И очень тужу. Стоит ли расшифровывать, по ком и о чем? По-моему, и так ясно. Вот если бы да кабы…»
Как же много этих «если бы да кабы» наберется в жизни Виктора Платоновича Некрасова. Но, избрав однажды свой путь, он не изменил ни чести своей, ни таланту своему, ни Родине своей. В. П. Некрасов умер 3 сентября 1987 г.
Литература
Некрасов В. П. В самых адских котлах побывал… — М., 1991. Дзюба И. Не сдавшийся лжи Радуга. — Киев. — 1990. — № 10. Потресов В. «Если бы да кабы…» Некрасов В. В самых адских котлах побывал… — М., 1991. Утевская П. Мозаика: Воспоминания о В. П. Некрасове Радуга. — Киев.-1991.-№2.
Как могло случиться, что русский писатель оказался в эмиграции?