Как написать хороший сценарий
Александр Пронин. КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ СЦЕНАРИЙ. СПб.: Азбука-классика, 2009. 288 с.
Признаюсь, эту книгу я покупал для своих надобностей, а не для рецензирования в «Литературе». Но, разом прочитав ее, словно остросюжетный интеллектуальный Роман , а не пособие для «начинающих сценаристов» , понял, что именно в школьной среде, в школьных библиотеках труд доцента факультета журналистики СПбГУ А. Пронина найдет своих благодарных читателей. И среди учителей , и среди школьников.
Посмотрите на обложку. Вам обещаны рецепты — как! — по сотворению сценариев рекламного ролика, информационного сюжета, художественного фильма и, во всяком случае, сериала. И, замечу, вас не обманут. Александр Пронин подробно рассказывает о мировых удачах во всех этих жанровых формах, разбирает технологию работы над текстом, который станет основой для кино — или телешедевра.
Ведь и рекламный ролик может быть шедевром, просто этого труднее достичь: вспомним, например, пятнадцатилетней давности рекламы банка «Империал», сделанные ныне знаменитым Тимуром Бекмамбетовым.
Но главное, в этой книге не совсем о литературе или о не совсем литературе наглядно показаны многие особенности и даже хитрости словесного творчества как такового. Именно все то, что призваны увлекательно и вместе с тем серьезно делать учителя, преподавая школьникам основы теории литературы и обучая их письменной речи. Разделы «Из истории сценарного дела», «Из теории экранных искусств», «Как делается киносценарий», «Как создаются сценарии для телевидения» содержат обширнейший материал, который поможет по-новому посмотреть на классические литературные произведения. Вы получите множество подсказок вроде бы для сценаристов, которые вместе с тем полностью пригодны и для наших методических разработок.
Найдутся в книге замечательные «Тренажерный зал» и «Навигатор», коллекция экранных рекордов и, конечно, «Собрание сценарных истин».
Еще об одном несомненном достоинстве издания: оно учит понимать художественный язык кино и телевидения, да еще в его сложных связях с литературой и с культурой в целом.
И напоследок — самая главная тайна, которую узнают читатели книги Александра Пронина . Мировой кризис начался не в конце 2008-го, а по меньшей мере на полтора года раньше, когда в Голливуде испытали острую нехватку сценариев. Деньги еще были, а сценариев уже не было. Знаю не понаслышке, что подобные трудности тогда же возникли и на наших теле — и киностудиях.
Вот оно что!
Вывод напрашивается. Кризис так или иначе кончится, а вот со сценариями все гладко не будет. Так отчего бы не поучиться пока всем необходимому словесному искусству на сценарной площадке и так получить возможность в будущем обрести кинематографические или телевизионные лавры?!
Как написать хороший сценарий