Как пишутся стихи?
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкин
Нет сомнений в том, что особую роль в становлении Человека играет искусство, поэзия, лирика. Интерес к ним — это важный показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, глубокого внутреннего мира, без которых трудно представить себе нравственную личность. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда.
Именно она пробуждает «души прекрасные порывы».
Что же делает поэзию великим чудом, способным выразить свое время, воздействовать на ум, сердце, душу читателя? Кто и как может помочь юному читателю сохранить то восторженное восприятие окружающего мира и литературных образов, которые присущи, как правило, детям младшего возраста, открывших для себя удивительную страну поэзии Пушкина, Чуковского, Маршака еще в раннем детстве? Конечно же, родители, и особенно учителя.
Понятия о стихотворной речи, ритме, рифме, строфе, двусложных и трехсложных размерах стиха, системах стихосложения, раскрывающие особенности организации стихотворных произведений, включены в школьную программу и даются авторами учебников в процессе ознакомления с творчеством разных поэтов. Попробуем систематизировать и обобщить самые основные понятия, необходимые начинающему стихотворцу, как впрочем и любому образованному человеку.
Первые представления о стихотворной и прозаической речи у детей складываются уже в младших классах, где они легко отличают на слух и зрительно стихотворные и нестихотворные произведения. Согласно поэтическому словарю А. Квятковского, термин «стихотворение» введен в русскую поэтику Симеоном Полоцким, который так назвал сам способ сложения стихов, т. е. то, что в наше время называется стихосложением. В современном понимании — это законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах сравнительно небольшого размера. По характеру замысла и своей направленности оно может быть публицистическим, философским, историческим, лирическим и т. д. Лирика — один из трех основных родов поэзии , установленных еще в античную эпоху.
Именно в лирике находят воплощение самые глубокие и задушевные переживания поэта как личности, осознавшей себя и свое отношение к обществу и к миру в целом. Вот пример лирического стихотворения, взятого из сборника поэта Ивана Коржа «Осенние соловьи»:
Теплынь, второе октября,
Стригу смородины кустарник.
А ветер, ветки теребя,
Мне помогает, как напарник.
Проворно шарит тут и там —
А я, как видно, притомился.
Секатор в сторону, а сам —
Под кран, колодезной умылся.
В камин — дровишек, огоньку,
Ведь в них романтика таится.
Авось придумаю строку —
И стих, возможно, состоится…
Как же рождается поэзия? Что позволяет обычным, на первый взгляд, словам объединяться в прекрасные стихотворные строки? Конечно же, это особый ритм.
Ритм — это мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, в танце и в метрическом стихе. В поэтической строке равномерно повторяются одинаковые отрезки, одинаковые сочетания ударных и безударных слогов. Такое равномерное чередование одинаковых звуков отрезков, в данном случае ударных и безударных слогов, называется стихотворным ритмом. Обратимся вновь к стихотворению И. Коржа:
На тк А Нь/ тон-ч А Й /- шу — Ю / у-з О /- ром
Ро-с Ы / о-с Е / — ли ж Е М / — чу-г А,
Сквозь н И Х / над п О / — лем И / над б О / — ром
Иг-р А /- ет р А /- ду-г А / — ду-г А.
Как видим, в поэзии отчетливо прослеживается именно такое чередование ударных и безударных слогов, что и делает строки ритмичными и красивыми.
Как правило, поэтическое произведение невозможно без рифмы. Рифма — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихотворных строк. По слоговому объему рифмы делятся на мужские , женские , дактилические , гипердактилические .
Если рифма оканчивается гласным звуком, она называется открытой. Если оканчивается согласным звуком, — закрытой. Посмотрим, какие рифмы преобладают в поэзии И. Коржа.
Мужская рифма: Мне хочется порой уй Ти
В простор украинских сте Пей
И слышать где-то впере Ди
Бег необъезженных ко Ней.
Женская рифма: Полощется огонь в ка Ми Не.
Хандры не стало и в по Ми Не.
Опрятный стол, листок бу Ма Ги,
И надо всем незримо — Ма Ги…
Дактилическая рифма: Вновь за окном ка Ча Ются
Калины гроздья Спе Лые,
А там, глядишь, по Я Вятся
Незвано мухи Бе Лые…
Открытая рифма: И снова — яблоки в тра Ву…
Сады антоновкой пропах Ли…
Я в те сады тебя зо Ву,
Они — ты видишь? — не зачах Ли…
Закрытая рифма: Всегда встреча Лись,
Как в последний Раз.
И целова Лись,
Как перед разлу Кой.
То жар, то хо Лод
Обжигали Нас,
Казалась бли Зость
Праздником и му Кой.
Начинающий поэт должен знать, что рифмы также бывают перекрестные, параллельные и кольцевые. Перекрестная рифма — наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:
Тройка белая, как вью Га,
Голубой шатер не Бес,
На заимке ждет подру Га, —
Расступись, дремучий Лес!
Параллельная рифма — такой вид рифмовки, при котором строки рифмуются парно в четверостишии по схеме aabb:
Вагон бежит полями сон Ными,
Весной еще не пробужден Ными.
О виды с грустными просел Ками,
С рекой, лиманами и ел Ками!
Кольцевая — рифмовка стихов по схеме abba, т. е. когда в четырехстрочной строфе первая строка рифмуется с четвертой, как бы опоясывая собой вторую и третью строки, взаимно рифмующиеся по смежности: Сметает ветер со дво Ра
Травинки — сена и соло Мы,
Они почти что невесо Мы…
Готовить спиннинги по Ра…
Познакомимся теперь с понятиями «стихосложение», «двусложные и трехсложные размеры стиха», а значит и «стопа». Возьмем строфу из стихотворения Ивана Ивановича Коржа и расставим в ней ударения:
Каш — Та — нов Ка — ри — Е гла — За
Гля — Дят сквозь Кол — ки — Е рес — Ни — цы.
В са — Ду ве — Се — лый Свист си — Ни — цы,
О — Син Се — Реб — ря — Ных кра — Са.
Проскандируем или простучим ритм стиха. Мы чувствуем равномерное чередование ударных и безударных слогов. Еще нагляднее эту закономерность можно увидеть графически:
___ / ___ / ___ / ___ /
___ / ___ / ___ / ___ / ___
___ / ___ / ___ / ___ / ___
___ / ___ / ___ / ___ /
Как видим, на схеме отчетливо видны четыре одинаковые группы слогов, каждая из которых состоит из одного безударного и одного ударного слога. Выделим на схеме эти одинаковые отрезки скобками:
___
___
Каждый из отрезков строки, взятый в скобки, представляет собой одну стопу. В каждой строчке четыре стопы. Стопой Принято называть группу слогов, состоящую из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или двух безударных слогов, равномерно повторяющихся в стихотворной строке.
Стопы, состоящие из двух слогов, называются Двусложными. Они бывают двух видов в зависимости от места ударного слога. Если на первом месте стоит ударный слог, перед нами стопа Хорея : . Если на первом месте безударный слог, — стопа Ямба : . Ямб и хорей — двусложные размеры стиха.
Итак, Размер стиха — это Порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе.
Посмотрим, как использует двусложные стихотворные размеры И. И. Корж в своих стихотворениях.
Хорей: Ав густ /. Ночь Про / Пах ла / Чаб Ре / Ца ми,
За па / Ха ми / Губ тво / Их и / Рук.
Ты Гля / Де ла / Жар ки / Ми гла / За ми,
Я ло / Вил Тре / Вож ный / Серд ца / Стук.
Ямб: Как Зо / Ло Том / , у Се / Ян Двор
Ржа Но / Ю Све / Же Ю / со Ло / Мой.
А За / плет Нем / — лу Гов / прос Тор
Под Ра / Ду Го / Ю Не / Ве Со / Мой…
Следует знать, что в русском языке нередки слова, состоящие из трех, четырех и большего количества слогов. Поэтому некоторые стопы приобретают дополнительное ударение.
А теперь рассмотрим трехсложные стопы. Трехсложная стопа — это стопа, состоящая из трех слогов, один из которых ударный. Если ударение падает на первый слог, такой размер называется Дактилем : . У И. И. Коржа находим пример дактиля:
Ве Тер о / Сен Ний — он / Се Я тель / Грус Ти,
Сып Лет по / Зя Би хо / Лод Ным дож / Дем.
Рас Се реб / Рил Ся сле/ Зой на ка / Пус Те, —
Из Мо розь/ Пер Ву ю/ в Гос Ти мы/ Ждем.
Если ударение падает на второй слог стопы, то перед нами Амфибрахий :
:
Ив Няк, ро / зо Ве Я /, по Ло Щет / ся в Ре Ч ке,
Ма Нит по /плес Кать Ся / хо Лод Ной / во Дой.
Маль Чиш Ки / ны Ря Ют / лег Ко и / бес Печ Но,
И Ка Жет / ся Мне, что / и Я мо /ло Дой.
Стопа, в которой ударный третий слог, называется Анапестом :
:
То ли Ма / Ка ми Мир / по лы Ха / Ет,
То ли Ме / Дью о Сен / Не го Дня.
Я люб Лю/ , ког да в Лис Ть / ях гу л Я Ет
Ок ли Ка / Ю щий Ле / Пет дож Дя.
Я хо Чу / , что бы Все / Это сно Ва —
Гро мы Ха / Я, лас Ка / Я, драз Ня…
По це Луй / , тре пет Рук / — и ни Сло / Ва
Под лас Ка / Ю щий Ле / Пет дож Дя…
Также следует знать о том, что как бы ни был у лирического поэта широк тематический диапазон, на всем лежит печать его индивидуальной оценки и личных пристрастий, в отличие от эпического автора, который в силу своей позиции стремится к объективному изображению. Решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений. Не касаясь отдельных лирических жанров , лирику XIX — XXI веков можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику.
Рассмотрим эти понятия, опираясь на примеры, взятые из творчества И. И. Коржа.
Философская лирика включает в себя авторские размышления о смысле человеческой жизни. Философскими размышлениями проникнуто, например, стихотворение «Бессонные ночи»:
Еще не поблекли в аллеях цветы,
Еще по садам дозревают плоды,
Но осени свежесть коснулась воды
И дни все короче.
Вот птицы свой гам по лесам завели,
И тянутся к югу опять журавли,
И к нам, будто в юности, снова пришли
Бессонные ночи.
О многом мы думаем после трудов,
Увядших, как листья, высоких годов,
И кажется, к худшему каждый готов,
А впрочем — не очень…
Еще нас волнует святая любовь,
Еще нам больна неизбывная боль,
Хоть ясно, что супят не зря на нас бровь
Бессонные ночи.
Гражданская лирика — отражает понимание поэтом современной ему общественной жизни и отношение к ней. Вот пример такого стихотворения «Гибнут деревеньки» из сборника И. И. Коржа «Ветра Руси»:
В списках среди многих деревень,
Что исчезли на Руси бесследно,
Я искал одну в весенний день,
Только это оказалось тщетно.
У деревни были бор, река,
Где ловили рыбу раньше сетью.
Славилась деревня все века
Добротой людской да вкусной снедью.
А теперь вот той деревни нет,
И горчит о ней воспоминанье:
Не один уже десяток лет
Лишь в архивах числится названье…
Сердце растревожила мое
Русская, простая деревенька,
Ведь названье было у нее
Милое, как детство, — Колыбелька.
Пейзажная лирика передает отношение автора к природе, при том описания картин природы помогают ему в раскрытии мыслей и отражении чувств, психологического состояния лирического героя. В поэтическом творчестве И. И. Корж а пейзажная лирика является одной из основных:
На ткань тончайшую узором
Росы осели жемчуга,
Сквозь них — над полем и над бором —
Играет радуга-дуга…
Паук, гордясь своей работой,
В восьмиугольнике притих,
Не зная, что его работа
В награду заслужила — стих!
Любовная лирика насыщена глубокими душевными чувствами и переживаниями лирического героя, впуская читателя в самые сокровенные уголки его души.
Светятся каштановые свечи,
Пенисто черемухи цветут.
Я целую трепетные плечи,
Губы, что неистово зовут…
В ароматах девственных хмелею,
Воздух пью, как воду родника,
От прикосновения немею…
Ах! По мне скользит ее рука…
В той руке — огонь любви и страсти,
Пылкий вызов ханжествам земным.
Миг любви! Никто над ним не властен,
Он подвластен таинствам святым…
Итак, мы познакомились с основными понятиями, необходимыми для постороения стихотворного произведения. Что же еще необходимо для того, чтобы стихотворение зазвучало, заискрилось, заиграло яркими поэтическими красками? Конечно же, это Средства художественной выразительности, или тропы. Троп — поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, эпитет, аллегория, перифраз, сравнение.
Как известно, образность в поэзии — не словесный орнамент и украшательный прием, а способ художественного мышления и познания мира. Рассмотрим основные, наиболее часто употребляемые поэтами средства художественной выразительности. Значительное место среди троп занимают метафоры.
Метафора — вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называют Олицетворением, предмету — Овеществлением. Обычно поэты используют различные виды метафор, для того чтобы точнее и образнее передать свои мысли и сделать стихотворение ярким, насыщенным, неповторимым, запоминающимся. Вот примеры из поэзий И. И. Коржа: «вся улица обрызгана сиренью», «бабье лето светилось золотистым светом», «дождь стучит в окошко на заре мягкими подушечками пальцев», «жужжат мохнатые шмели, баском общаясь деловито, что ветры, мол, пыльцу смели и что в нектар росы налито…», «ветер осенний рассеребрился росой на капусте», «на ткань тончайшую узором росы осели жемчуга», «тут в концертах сольных соловья, будоража мир, вскипает скерцо», «мохнатый шмель в росинках тонет, небесно плачут васильки», «полотнища живого ситца локтями мерит паровоз», «нам луна безудержно светила, до рассвета не сомкнув глаза», «изумрудный кончился сезон, час настал парчи и позолоты», «звучит тревожащим органом стоголосый старый добрый бор», а «по дворам, впуская вечер, скрипуче пели ворота» и
…по вечерам деревья шепчутся,
Раскинув ветви над рекой,
В небесной сини звезды плещутся
И кличут месяц за собой.
Стихотворения И. И. Коржа пестрят также яркими олицетворениями:
Тополя шумят, прощаясь с летом,
В небе журавлиный клин маячит,
Видно, осень, сетуя об этом,
Дождиком над серым полем плачет…
А еще «дремлет август над рябиной, греясь в гроздьях до утра», «и окно уже зашторил вечер — погрузился целый свет во тьму…», » за окном по тропкам бродит вечер нежно — голубой», «а гостем у меня сегодня дождь, он на чердак забрался через крышу», «в небесной сини звезды плещутся и кличут месяц за собой», «снежинки ткут по пахоти узор», «сентябрь, октябрь, вы б лучше отдохнули, дел золотых большие мастера», «стоит черемуха в слезах», «вышивают крестиком и точкой стаи птиц в морозной тишине», «я, сушняк подбрасывая тонкий, гладил гриву теплую костра», «навзрыд шумят рябины, холодным пламенем горя», «в окошко тычется рогами с мороза месяц молодой», «плачут клены чистыми слезами, по утрам роняя желтый лист», «ветерок с небес сметает тучки», «искры — сиротиночки огня», «ветер осенний — бездомный бродяга», а «погода шалила почти две недели», море «играется волной-ладошкой в цветные ракушки свои», а
…березы — вперемешку с соснами,
Березы — вперемешку с кленами,
Они, склоняясь друг к другу кронами,
Такими кажутся влюбленными…
Тропы в поэзиях И. И. Коржа теснятся в строке, поражая своей оригинальностью. Отсюда необыкновенная яркость его стихов и неповторимая эмоциональность:
Заря рисует на воде свои живые акварели,
Не видел я таких нигде, — чтоб как душа моя горели!
Заря меняет, не спеша, свои чарующие слайды —
Вновь откликается душа, и снова нету с нею сладу!
И очарованный рассвет, в зарю влюбленный, как подросток,
Пролить боится яркий свет,
Стоит босой, по пояс в росах…
Особое место в поэзии занимают Сравнения — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим, которая выражается в прямой форме или форме отрицания, бывает простое или сложное. Например, И. И. Корж сравнивает растения и явления природы с предметами быта: «как ковшиком, листом капустным пью серебро из родника», «пусть ветер тугой надувает ветрила и гонит весь мир, как ладью, в синеву»; предметы, явления и животных с явлениями природы: «тройка белая, как вьюга, голубой шатер небес», «уходит, как марево, сон», «пришла и всех околдовала, как сказка белая, зима», «знакомый блюз тихонько напеваем — такой же грустный, как и дождь, мотив», «золотыми звездами ложатся листья кленов на лесной тропе», «петухом кукарекает где-то солнце, сев на высокий шесток», «душа опять свободна, будто птица, и распластала крылья на ветру», «да звенит, как звуки кантри, лист осины на ветру…», «и стихи запели, словно ноты, обретая вдруг права на жизнь», а «звезда на веточке качалась вишней — хоть бери ее рукой»; явления природы с людьми: «а молодой осенний дождик вновь навестил наш тихий сад и вдохновенно, как Художник, нарисовать картину рад», «костер — он то приветлив, как дитя, то говорит по-взрослому с тобою», «ветер осенний — бездомный бродяга — со свистом бродил по безлистым садам», а соловей запел, «на веточке привстав, как первая звезда лесной эстрады», «зарозовели яблони в саду, как будто заневестились весною». А вот
Скрюченная, как судьба людская,
Ива, что красавицей была,
Кудри — листья с горечью роняя,
Смотрит в ледяные зеркала.
Именно единение с природой делает поэта счастливым. Он умеет радоваться всему: солнцу, небу, дождю, шуму листвы, порхающему мотыльку, пению птиц — каждому малейшему проявлению жизни:
За что дано так много мне:
Из родника с колен напиться,
Со всем живым на свете слиться —
И ждать восхода в тишине…
Итак, читатель, ты теперь в достаточной мере вооружен теоретическими знаниями относительно того, как нужно писать стихотворное произведение. А о чем можно писать и что может послужить поэту источником вдохновения, мы расскажем в следующей главе.
Как пишутся стихи?