Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»?
Произведения Ивана Сергеевича Тургенева 50-х годов ХIХ века имели огромное нравственное значение для русского общества. Нужно было сохранить и пронести «душу живу» сквозь долгие годы растлевающего человека «рабского общества», и не только пронести, но и будить эту душу в других и словом, и стремлением к красоте, истине и добру. Своеобразно решается писателем эта проблема и в романе «Дворянское гнездо». Герои произведения постоянно находятся в поисках счастья, вопрос лишь в том, что каждый человек понимает это слово по-своему. Для раскрытия темы я рассмотрю три главных образа романа: Лизу Калитину, Федора Лаврецкого и его жену, Варвару Павловну.
Лиза… Подобно пушкинской Татьяне, она — «русская душой». Из окружающей среды ее выделяет необычайная нравственная чуткость.
Лиза знает, как много горя людям причинил ее отец и считает себя обязанной «все это отмолить». Ее необыкновенная порядочность и совестливость внушают симпатию к девушке. По выражению Писарева, Лиза Калитина — «одна из самых грациозных женских личностей, когда-либо созданных Тургеневым».
И это действительно так. Но счастлива ли она? Нет.
Счастье для Лизы — любить и быть любимой. Но сложившиеся обстоятельства не дают ей быть счастливой в ее понимании. Лиза настолько чиста душой, что даже мысли не допускает о возможном разводе Лаврецкого с женой. Нельзя построить свое счастье на несчастье других.
А развод — грех, который влечет за собой кару Божью. Счастье для человека заключается в полной реализации своих надежд и мечтаний, и если это происходит частично, он все равно ощущает его неполноценность. Лиза стремится к жизни: к музыке, к прекрасному, к любви, к Богу. Поэтому ей нелегко дается отказ от личного счастья, от любви, переполняющей ее сердце.
Но и уход в монастырь не дает Лизе ни забвения, ни покоя, ни, тем более, счастья. Тургенев показывает это в сцене последней встречи Лизы и Лаврецкого в монастыре: ее сердце встрепенулось ему навстречу. Но такой цельной натуре, как Лиза, не могло быть достаточно либо только «женского счастья», либо только «Божьей любви».
Счастье для нее возможно лишь тогда, когда оно полное. Понимание счастья Федором Ивановичем Лаврецким изначально схоже с Лизиным, поэтому в романе они — две родственные души. Он пытается найти свое счастье в семье, но разочаровывается в жене: не такая женщина нужна ему для семейного благополучия. Да, герой начал трудиться, стал неплохим хозяином, русофилом, патриотом…
Но и этого ему мало. Где же оно, это «полное счастье»? Лаврецкому нужно, чтобы, когда он приходил домой, его встречала жена и куча ребятишек, чтобы любимая создавала в доме уют, чтобы можно было посидеть в тихом семейном кругу у камина вечером, чтобы его понимали и поддерживали во всех начинаниях…
Казалось бы, такие незначительные детали, но они необходимы не только для Лаврецкого, но и для каждого человека. Если нет «надежного тыла», тогда зачем все остальное?.. Для Федора Ивановича нет счастья в этом мире, он научился не делать трагедий из «подарков», которые преподносит ему жизнь: не всем же быть счастливыми! Но здесь герой ошибается: за счастье нужно бороться, а Лаврецкий — пассивен, безволен.
Такие люди всегда мечтают, но не стремятся к осуществлению своих надежд. Совершенно иной характер и понимание счастья у жены Федора Ивановича. Для Варвары Павловны счастье заключается не в гармонии нравственного самосознания, а в материальной выгоде.
Она и замуж вышла по расчету и постепенно «приручила» Лаврецкого, исподволь подчиняя его своим желаниям. Смысл ее жизни — в непомерном круговороте наслаждений, Варвара Павловна как бы пытается наверстать время, упущенное в бедной и скудной юности. Эта женщина торопится «сорвать цветы удовольствия», забывая об основном назначении женщины — создании семьи, воспитании детей. На словах она любит свою дочь Аду, но фактически использует ее, заботясь лишь о собственном благе.
В этом героиня противоположна Лаврецкому и Лизе Калитиной. Да, мы ее осуждаем: она безнравственна и цинична. Но Варвара Павловна по-своему счастлива. Это ее жизнь, и она вправе строить ее так, как ей хочется.
А Варвара Павловна видит свое счастье именно в этом. Также не стоит забывать, что Лаврецкая — практически единственный человек в романе, который сумел достичь личного благополучия: она живет в гармонии с собой. Может быть, тогда, в поисках счастья, стоит пойти по пути Варвары Павловны? Это, конечно, очень сложный вопрос.
Тургенев в своем произведении показывает, что личное счастье неотделимо от счастья окружающих нас людей. Нужно жить в гармонии и с самим собой, и с обществом, и с Богом. Таким образом, герои романа «Дворянское гнездо» понимают счастье по-разному.
Может быть, поэтому у них такие разные судьбы: они пересекаются, но никогда не сольются воедино. А это и невозможно: слишком различно у них представление о счастье, которое дается познать лишь немногим из нас.
Как понимают счастье герои романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»?