Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада?
Справка. Лопахин Ермолай Алексеевич. Купец, прямой потомок тех, чьи лица «смотрят из каждого вишневого дерева в саду». Старается помочь старым собственникам сада, но неожиданно в результате аукциона сам становится владельцем сада и собственноручно уничтожает красоту. Так же удивительно сложным, многогранным есть характер Лопахина. Он очень далекий от традиционного типа капиталиста эксплуататора, который служит одному Богу — деньгам. Это чувствительный человек, которого не чужое понимание прекрасного, в частности волшебной красоты вишневого сада. Самая поэтическая характеристика вишневого сада — «имение, лучшее за которое нет в мире» — принадлежит именно ему. Он не обычный делец, а человек с «душой артиста». Когда Лопахин говорит о России, в его словах — искренняя любовь к родине: «Иногда, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам огромные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя здесь, мы сами имели бы по-настоящему быть великанами».
Он трезво воспринимает мир, имеет практические знания и здравый ум. «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа», — говорит о Ермолае Алексеевиче Петя Трофимов. Возможно, в будущем он будет принадлежать к тем, которые своей финансовой поддержкой оказывали содействие расцвету русской духовности на границе XIX-XX ст. Это и сам Станиславский, и Савва Морозов, и Третьяков, и Щукин, и Сытин.
Он хочет, чтобы его деятельность приносила пользу людям, оказывала содействие прогрессу общества. В его отношении к Раневской, Трофимова много доброго, кроткого, умного. И одновременно Лопахин переживает свое финансовое завоевание имения Любови Андреевны горячо и восторженно, как осуществление мечты ребенка из крепостной семьи, как свою самореализацию, и становится в этом триумфе более чем неделикатным по отношению к бывшим собственникам.
«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин рубит топором вишневый сад, как падают на землю деревья. Настроим дач, и наши внуки и правнуки увидят здесь новую жизнь… Музыкант, играй!»… (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул случайно столик, и чуть не упустил канделябры.) За все могу заплатить! (Выходит с Пищиком.) (Фрагмент телеспектакля).
Это не такой простой вопрос: зачем купил, зачем уничтожает чудесный сад? Ради денег? Для наживы? Не только. Была еще одна причина, возможно, и не осознанная им до конца: месть за позорное прошлое: «Я купил имение, где отец и дед были рабами, где их не пускали даже к кухне… Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…»
Есть у Чехова еще один актуальный образ — Яша, тот самый «грядущий хам», о котором столько писали русские критики на границе столетий. Аморальный и бесстыдный, он единый персонаж в произведении, которое чувствует себя комфортно. Язык его дерзкий и наглый («Надоел ты, дед. Хотя бы околел», — так он разговаривает с Фирсом). Имея грязные мысли и вульгарные манеры, он считает себя культурным человеком на основании того, что посетил Париж: «Сами видите, — убеждает он Раневскую взять его с собой за границу, — «страна не просвещена, народ аморальный, притом скука, на кухне кормят плохо…» Яша — обычный человек массы, основа общества потребления, которая представляет угрозу духовности.
Лопахин будто бы и есть реальный хозяин жизни. У него, сила, ум, способности. Он деятельный и трудолюбивый (просыпается в пять утра). И все таки триумфатор капиталист Лопахин не победитель, так как осуществил не то, ради чего втянулся в торги за сад. Его мечта — спасти имение для Раневской, одолжив ей деньги, — завершилась банальным прибыльным проектом.
И вдобавок он безобразный в своем триумфе: они еще не оставили родительного гнезда, как Лопахин в неудержимом захвате начинает собственноручно рубить вишневые деревья. Противоречивость образа выясним в его отношении к другим героям.
На первый план выдвигается проблема этических потерь или приобретений человека. Лопахин замахнулся топором на что-то больше, чем вишневый сад. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова — не просто участок с плодовыми деревьями, не просто какая-то материальная ценность, которую можно продать или купить. Это ценность эстетичная и этическая.
Герои будущего — Петя Трофимов и Аня — умные молодые люди их претензии к прошлому и настоящему убедительные. Под каждым, словом может подписаться любой культурный человек. Кто будет оспаривать у утверждения, которое «для того, лишь бы жить в настоящем, нужно сначала заслужить прощение наше прошлое, покончить с ним, а заслужить прощение его можно лишь чрезвычайной, непрерывной работой»? Преодолеть прошлое, переварить его призывает Петя. Все его обвинение относительно русской интеллигенции благоприятные и актуальные и сегодня: «Значительное большинство той интеллигенции, которую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к работе пока не способная.
Дальше активную позицию занимают представители мини группы «Герои будущего».
Справка. Петя Трофимов. Сын аптекаря, вечный студент. У него есть свои взлеты и падения. Бывший гувернер сына Раневской так и остался «умным мальчиком», предрасположенным к бесплодному философствованию и абстрактным разговорам. Он «выше за любовь».
Справка. Аня. Забытая дочь Раневской. Верит в проповеди Петра, который имеет на нее значительное влияние. Верит в прекрасное будущее, которое, по ее мнению, совсем рядом и которое построить легко и просто. Называют себя интеллигенцией, а слугам говорят «ты», с мужиками ведут себя, будто со скотом, учат плохо, серьезно ничего не читают, ничего не делают, о науке только треплют, на искусстве не понимаются». Цель Петра — следующее поколение, воспитанию которых он стремится посвятить себя. «Человечество идет к высшей правде, высшему счастью, которое только возможное, и я в первых лавах», — провозглашает он. А в ответ слышит ироническое лопахинское: «Дойдет?»
Как расценивать приобретение Лопахиным вишневого сада?