• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > «Как слово наше отзовется»: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика

 

«Как слово наше отзовется»: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика

В холодном ветреном ноябре 2003 года не стало удивительного человека, ученого и педагога В. В. Мусатова. Прошло четыре года, и так же, в ноябре, в Новгородском государственном университете, где Владимир Васильевич руководил кафедрой русской литературы ХХ века, состоялась Всероссийская научная конференция «Некалендарный ХХ век» .

На конференции не было посмертных славословий, над наследием ученого не сооружали мемориальную плиту — здесь царил дух научного спора, в том числе и с самим Владимиром Васильевичем. Каждый день конференции начинался с видеозаписи мусатовского разбора стихотворений Пушкина — некогда они были сделаны на Новгородском телевидении и создавали эффект присутствия ученого здесь и сейчас.

Он жив в своем деле. Его мысли подхватывают и развивают ученики, учителя вспоминают его интеллектуальный задор и, анализируя стихотворения поэтов Серебряного века, обращаются к его статьям. На заседаниях конференции было немало студентов, состоялся серьезный разговор о преподавании литературы в школе, о взаимодействии науки и школьной практики.

Знакомим вас с фрагментом выступления на конференции нашего автора, учителя литературы из поселка Пола Новгородской области Ирины Николаевны ЕВЛАМПИЕВОЙ. Оно кажется нам очень актуальным.

Задача современного учителя литературы не из легких: с одной стороны — ученики с разными интеллектуальными и духовными запросами и возрастными проблемами, с другой — как минимумом три века русской литературы, и их нужно соединить в едином процессе познания. Причем не только соединить, но постараться «переплавить» сознание «нечитателей» в сознание читателей.

Среди учителей литературы есть много талантливых интерпретаторов, для которых источником энергии, требующейся для преподавания, являются сами художественные тексты. Но есть и другие учителя, для которых важно изучение текста в разных аспектах разными исследователями. В них живет постоянное стремление соотнести свое видение текста с другим, потребность в научном общении и научном руководстве.

Таких учителей я условно называю проводниками и себя отношу к ним.

Вакуум научного общения — одно из самых проблемных состояний для учителя после окончания вуза. К сожалению, он заполняется лишь частично в процессе самообразования и на курсах повышения квалификации. К счастью, среди исследователей литературы есть ученые, которые не только понимают необходимость «тесного сотрудничества академической науки со школьной практикой», но и осуществляют это сотрудничество.

В. В. Мусатов обладал удивительным даром вовлечения в научное исследование слушателей своих лекций. В 1990-е годы лекции Владимира Васильевича проходили в Новгородском институте усовершенствования учителей всегда с аншлагом. Это была работа ученого, направленная непосредственно на школьную практику.

Было ощущение, что на урок из лекций переносилась сама атмосфера совместного научного познания.

Потом были курсы Сороса с занятиями по анализу художественного текста. На занятиях не было упрощений. Принцип серьезного отношения к науке был основным в подходе к обучению. В первом номере «Дневника писателя» за 1876 год Ф. М. Достоевский пишет:

«Жаль еще тоже, что детям теперь так все облегчают — не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Чуть только ребенок станет лепетать первые слова, и уже тотчас же начинают его облегчать. Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении.

Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупление. Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжитые в детстве, собственным усилием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное».

В. В. Мусатов был категорическим противником подобного облегчения и игры в школьную науку, но глубоко уважал свежую мысль своих учеников, кто бы они ни были: лицеисты, студенты, учителя.

В 2000 году в Педагогическом лицее была организована творческая группа учителей под руководством Владимира Васильевича по разработке образовательной программы и учебного пособия для школы по литературе XX века. Дух сотворчества и истинного демократизма давали возможность развития и самореализации всех участников творческой группы. В это же время был выпущен СD-диск по культуре Серебряного века.

Скажу и о книгах В. В. Мусатова. Они востребованы учителями — и отсутствуют в школьных библиотеках. Для меня есть безошибочный показатель ценности книг: уровень их «зачитываемости», то есть «невозвращаемости» хозяину. Показатель очень неприятный для библиофила и учительского кошелька, но яркий для характеристики читательского спроса. У меня было три экземпляра лекций по литературе начала XX века, прочитанных Владимиром Василевичем для эстонских учителей, — не осталось ни одного.

Читают ученики и учителя, читают, соприкасаясь со словом замечательного исследователя, со словом, которое будит мысль и сердце.

Мне кажется, на конференции нельзя не сказать о взаимодействии науки и школьной практики. В. В. Мусатов его постоянно организовывал. Существуют примеры подобной организации и сейчас: Летняя школа для учителей литературы в Мелихове, творческая группа учителей и учащихся при Доме-музее Ф. М. Достоевского …

Однако эти примеры — скорее показатель востребованности подобного общения, чем тенденция.

Бухгалтерский дух современного образования определяет обязательным проведение конкурсов на право переподготовки учителей, сталкивая в конкурентной борьбе университеты и институты усовершенствования учителей. Не думаю, что это будет способствовать непосредственному общению учителей с учеными-исследователями. Боюсь, что по примеру матерей из знаменитой притчи о суде Соломона, премудрый откажется от борьбы во имя жизни ребенка, и этим премудрым по определению окажется наука.



«Как слово наше отзовется»: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика

Другие сочинения по теме:

  1. Выпуск школьной газеты «Наша школьная страна» Какой должна быть школьная газета? Какая интересная иразнообразнашкольная жизнь. Это маленькаястрана, вкоторой не так-то просто уследить за потоком событий, а...
  2. Художественная практика постмодернизма Искусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство. В ХХ веке возникло несколько оригинальных концепций...
  3. Наше все и Все наше На проходившем в Петербурге Третьем международном книжном салоне впервые были названы «Лучшие книги года». На конкурс было представлено более 800...
  4. Школьная история: воспитание чего? Школьная история: воспитание чего? Не привлекла внимания читателей «2000» знаковая статья Е. Отина из Донецка «А мы историю, представьте, не...
  5. Школьная форма, правила поведения и последний учебный модуль! Закончились последние каникулы учебного года, впереди самый ответственный момент — финал учебного 2011-2012 года! В связи с этим хочется обратиться...
  6. Теоретические исследования по морфологии По сравнению с другими областями языкознания морфология по праву считается наиболее исследованной областью. Поэтому в завершающее десяти — летие нашего...
  7. Сочинение на тему Школьная жизнь Когда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и...
  8. Исследования и систематизация произведений Альбрехта Дюрера Графическое наследие Дюрера обширно. В настоящее время известны 105 гравюр на меди, включая офорты и гравюры сухой иглой, и 189...
  9. Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих...
  10. Исследования и поиск истины в творчестве Аполлинера Аполлинер провозгласил XX ст. началом новой эры в истории человечества и культуры, которая требовала и нового сознания — «исследования и...
  11. Сочинение размышление: живы ли Митрофанушки в наше время? Ответ на вопрос, живы ли Митрофанушки в наше время, содержится уже в тексте комедии. Простакова и Вральман обсуждают проблему образования...
  12. Исследования псковского летописания Псков, до своего окончательного присоединения к Москве находившийся большую часть времени в политической и культурной зависимости от близлежащего к нему...
  13. Прикладные исследования по морфологии Прикладная морфология, являясь составной частью компьютерной лингвистики, традиционно считается в ней наиболее исследованной областью, в задачу которой входит: — разработка...
  14. Почему обломовщина актуальна в наше время? Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в...
  15. Географическое положение Африки, ее исследования 1. Каковы особенности географического положения Африки? Особенности географического положения материка Африка легко установить, посмотрев на карту. Африка — единственный материк,...
  16. Урок по астрономии: Современные исследования комет Из массы известных комет наиболее изученной считается комета Галлея. Первые упоминания о ней содержатся в записях Древнего Вавилона, датируемых 164...
  17. Актуальная ли «Божественная комедия» в наше время? Пример сочинение размышления от первого лица. Как часто мы жалуемся, что не знаем, как совершить, и не знаем у кого...
  18. Похвальное слово наладоннику Не так давно мне довелось познакомиться с материалами Всемирного конгресса главных редакторов периодических изданий. Обсуждалось выживание газет и журналов в...
  19. «Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве Різне «Слово об полицю Игореве» — найбільший пам’ятник давньоруської літератури Слово об полицю Игореве піднімається Відокремленим пам’ятником у пустелі Нашої древньої...
  20. Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» актуальна и в наше время? Комедия Гоголя «Ревизор» создавалась на протяжении 6 лет, с 1836 по 1842 год. Это произведение явилось первой в России общественно-политической...
« Бранд краткое содержание
Конспект родительского собрания «НАШИ СЕМЕЙНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения