Как в романе развенчивается теория Раскольникова?
Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Писатель работал над ним в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции. Герой Достоевского — не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее.
Родион Романович Раскольников — бывший студент. Уже в самом начале, на первых страницах, мы узнаем, что «странная мысль наклевывается в его голове, как из яйца цыпленок». Она заключается в следующем: «Убить старуху, взять ее деньги, «обреченные в монастырь», взять не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и «будет восстановлена справедливость».
Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и даже крови. Герой создает теорию, по которой все люди делятся на «имеющих право» и на «тварей дрожащих». Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом: к какому разряду людей относится он сам? «…Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею?.. » Убийство старухи — процентщицы — это самопроверка героя. Вынашивая идею в своем воспаленном сознании, Раскольников мечтает о роли властелина и спасителя человечества одновременно. Существует много мотивов преступления.
Сам же герой объясняет их следующим: во-первых, » …я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…», во-вторых, «хотел помочь матери, спасти сестру… всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…», в-третьих, «я просто убил; для себя убил, для себя одного…мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как и все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..». Значит, убийство совершено со справедливой целью — взять деньги и облагодетельствовать ими нищее человечество?
И преступления никакого нет?.. Теперь перейдем к моментам, когда Раскольников осознает свою ошибку. После того, как Родион совершает убийство, он пытается найти человека, которому можно поведать свою страшную, мучительную тайну и который поймет его. Соня Мармеладова была именно таким человеком. Узнав о том, что именно Раскольников убил процентщицу и Лизавету, Сонечка в первую минуту «…отошла от него к стене, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет «.
Она увидела в лице своего друга глубокие страдания и сожаление. «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» — воскликнула она. После долгого и мучительного разговора ей стало еще больше жаль Родиона. Она предположила, что он сделал это не ради себя, а ради дорогих ему людей. В то же время Раскольников совершает для себя открытие. Раньше, исходя из своей теории, он относил себя к «имеющим право», а теперь он убежден, что его теория не верна и что он попадает в разряд «тварей дрожащих».
Поняв это, герой считает, что жизнь не стоит продолжать: «Разве я старушонку убил? Я себя убил… а старушонку эту черт убил, а не я…» Но Соня подсказывает ему выход: «Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: «Я убил!»… страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Незадолго до признания у Раскольникова начинается почти распад сознания, он как бы теряет разум. Его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия.
Он уже не владеет своими мыслями, волей и чувствами, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения. Вся его арифметика оборачивается страшной ложью, а теоретическое преступление — полной бессмыслицей. Не медля ни минуты, герой отправляется в контору, где и делает чистосердечное признание: «Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру ее Лизавету топором и ограбил «. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина — преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели же не достиг. Конечно, мы понимаем, сколько силы воли нужно иметь, чтобы прийти с повинной и все рассказать.
Раскольников жестоко наказан. Но в этом наказании — его спасение. Идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в пешку, лишенную воли.
После признания героя отправляют на каторгу в Сибирь. Раскольников, дитя огромного мрачного города, оказывается в новом, необычном для него мире, он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый ему, мир — мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Приговор оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению. Но судьи учли тот факт, что «причиной всему было скверное его положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами».
И вот, он один, без друзей, без дорогих ему людей, без мечты, без цели в жизни, в мрачной пустой холодной крепости. И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий написанную Достоевским в «Преступлении и наказании» картину человеческого бытия, мы видим просвет в жизни героя. Мы верим в нравственную силу, мужество и решимость Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям.
Ведь он был и остался «человеком и гражданином».
Как в романе развенчивается теория Раскольникова?