Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?
М. Е Салтыков-Щедрин — великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их обличение и осмеяние. В книге «История одного города» нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова. Но аллегория была сразу понята всем, кто знаком с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но речь в романе идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл здесь не в прямых исторических параллелях, а в создании гротескного образа отечественной истории.
По жанру «История» — это пародия на историческую хронику. Здесь дается жизнеописание деятельности некоторых градоначальников (Брудастого, Угрюм-Бурчеева, Фердыщенко и других). Таким образом, рассматривается вечная проблема власти, подчинения одних другим. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Но, с другой стороны, обращение к историческому материалу объяснялось обличением не прошлого, а современного «порядка вещей» царско-помещичьей России. Салтыков выступал здесь против абсолютистского деспотизма и политического произвола царя и бессознательностью, темнотой и смирением русского народа.
Таким образом, в «Истории» осуждается злободневное: такие темные явления русской жизни, как «аракчеевщина» с ее военными поселениями, «нечаевщина» с ее уравнительной системой. Глава «Сказание о градоначальницах» — это пародия на распутное российское императорство 18 века, на дворцовые перевороты, которые могли бы повториться во времена Щедрина.
Само наименование города Глуповым и его жителей глуповцами наталкивает нас на мысль об осмеянии вечного человеческого качества — глупости. Но в глуповцах писатель критикует и осмеивает не русский народ, как принято считать. Щедрин высмеивает отрицательные черты психологии и поведения, которые свойственны всем слоям народа, общества и власти. Бичуя в образах глуповцев темноту и бессознательность, стихийность и неорганизованность, слепое подчинение произволу, начальстволюбие, Щедрин стремился помочь избавиться народу от того постыдного рабского чувства.
Таким образом, в социально-политическом романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» на суд читателя выставляются проблемы, с одной стороны, вечные (деспотизм власти, слепое подчинение жестокому правителю, глупость, распутство, пресмыкание перед вышестоящими). Но, с другой стороны, эти же проблемы явились злободневными, современными и для времени писателя.
Салтыков-Щедрин, создавал произведения, темы которых актуальны и по сей день. В этом заключается одна из граней его таланта.
М. Е. Салтыков-Щедрин — великий сатирик 19-го века. В своих произведениях он поднимал важнейшие темы, извечные вопросы, над которыми задумывалось все прогрессивное человечество. Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается «История одного города», которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя — город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город.
Образы эти глубоко символичны: город Щедрина — это не просто воплощение людской пустоты и праздности, но воплощение всей царской России, всего ее общественного и политического уклада. Вышедшее в конце 19-го века, произведение вызвало большой резонанс не только в узких литературных кругах, но и в широких общественных.
Цензура и некоторые критики поняли «Историю одного города» как сатиру, относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18-му веку. Но такое понимание произведения является не совсем верным. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим. Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину.
Главный герой «Истории одного города» — народ, обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Это происходит по мере того, как в ход повествования входят все новые и новые градоначальники. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в произведении. Они — олицетворение всех пороков, носители «смертных грехов». Шествие глуповских градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Этот образ вбирает в себя черты правительственного деспотизма, тупости и ограниченности. В голове у Брудастого механизм, производящий только одно слово: «не потерплю!». Такова кратчайшая формула самодержавной системы.
Глуповцы — истинные «поклонники» власти, встречают Брудастого с восторгом, они грезят о процветании города. Но ожидания их не оправдались, так как жить им стало намного хуже: «времена настали темные и страшные». Однако, иронично замечает Щедрин, глуповцы «не увлекались ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но оставались верными начальстволюбию».
Образ головы, никак не связанный с телом, возникает и при описании еще одного градоначальника, которого Щедрин именует Прыщом. Только он имел «фаршированную голову», однажды съеденную чиновником. На том и закончилась бесславная деятельность Прыща.
Заканчивается широкое шествие градоначальников описанием деятельности Угрюм-Бурчеева, представляющей собой сатиру на организацию так называемых «военных поселений», предпринятую Аракчеевым по требованию Александра I. Описание это не столько сатирично, сколько гротескно. Угрюм-Бурчеев действует по принципу: «что хочу, то и ворочу»: «Он еще не сделал ни каких распоряжений, а все уже понимали, что пришел конец».
Этот градоначальник превратил город в казарму, бросил вызов самой природе: решил остановить реку. Но река не поддалась. Такое противостояние раскрывает самую суть произведения: река — это аллегорический образ прогрессивной России. Это страна, идущая вперед, оставляющая в стороне «мусор» и «хлам», которыми Угрюм-Бурчеев хотел перекрыть ее ток, остановить ее течение. Но, кроме того, река символизирует народ «как воплотителя идеи демократизма». Именно такой народ Щедрин хотел видеть в России — людей, способных мыслить и понимать смысл своего существования. Вокруг себя же он видел только «народ исторический», то есть реальный, не идеализированный. По мнению Щедрина, это «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…»
Эти «атомы» — пассивность, невежество, начальстволюбие, забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости — изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Щедрин пишет, что глуповец — это «человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления». И только правление Угрюм-Бурчеева привело к тому, что и «рядовые» глупости при всей своей забитости ощутили, что «далее дышать в этом воздухе невозможно». Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает в своем произведении важные проблемы, актуальные во все времена: отношения народа и власти, сущности русского характера, природе и причинах государственной власти, вопросы человеческой психологии и так далее. Кроме того, в «Истории одного города» он выражает свой общественный, гражданский идеал, который выражен «о противного», путем высмеивания пороков русского общества и русской власти.
Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное?