Как ввести в литературу региональный компонент?
Мы регулярно получаем от наших читателей разработки по литературе с краеведческим уклоном — и практически никогда не печатаем их. Дело в том, что речь в них часто идет о материале «местного масштаба», который большинству читателей оказывается бесполезен. Однако статью Т. Сторожевой мы решили публиковать без колебаний: предложенный ею курс обладает мощной моделирующей силой и имеет интересные, проверенные практикой педагогические эффекты .
Думаем, что публикацией заинтересуются не только учителя Поволжья, но и словесники других регионов, которые смогут создать похожие курсы на близком им и их ученикам материале.
В новых стандартах литературе народов России отведена только одна фраза: введено изучение литературы народов России в категории «подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников». Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации: одно произведение героического эпоса народов России во фрагментах, а также не менее двух авторских произведений. Удивляет и малое количество произведений, и отсутствие времени на их изучение.
Между тем сегодня как никогда остро стоит вопрос о введении регионального компонента по литературе и истории. Его необходимость диктуется тем, что современная молодежь плохо знает язык, историю, литературу своего народа и имеет поверхностное представление о культуре других народов нашей страны. Отсюда один шаг до возникновения проблем межнационального характера.
Мы в Саратовской области давно поняли, что нам нужна краеведческая программа, отвечающая запросам региона, предотвращающая национальную напряженность.
В 2005-2006 годы сделан первый шаг: в нашей школе была создана программа » Мифы и легенды народов Среднего Поволжья» для учащихся 5х классов.
Предлагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его — двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому курс сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, а вместе с тем предполагает углубление представлений о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.
Главная цель вводимого факультативного курса — пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Тексты для занятий подбираются, как правило, из сборников сказаний и легенд народов, живущих на Волге. Богатый материал, например, представлен в книге «Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней» .
Нами отобраны в отдельный сборник сказания и легенды народов, населяющих Саратовскую область.
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какоголибо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону факультативного курса.
Проведение факультатива предполагает сочетание различных видов Деятельности школьника и учителя.
1. Учебная:
классная работа ; внеклассная работа с книгой ; развитие устной и письменной речи , в том числе и через Сочинения разных жанров и форм.
2. Эвристическая .
3. Творческая .
Факультатив связан с родственными учебными дисциплинами — основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
Проведение литературнокраеведческого факультатива на должном уровне зависит прежде всего от учителя. В одном лице он совмещает литературоведа, языковеда, историка, исследователя, скрупулезно собирающего материальные следы прошлой и нынешней культуры, пропагандиста краеведения и энтузиаста.
В конце учебного года мы уже можем подвести первые итоги. К положительным результатам можно отнести:
заинтересованность ребят в изучении курса, что позволило повысить качество знаний и по литературе; развитие творческих способностей учащихся; участие в различных краеведческих литературных конкурсах; и самое главное — признание учащимися своей национальности.
Если на начало года в классе все признавали себя исключительно русскими, то в конце года выяснилось, что из 16 учащихся:
мордва — 2 человека; немцы — 1 человек; казахи — 1 человек; татары — 1 человек.
Очень интересной была работа по выполнению проекта «Мы разные, но мы вместе» на фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио», проводимом Издательским домом «Первое сентября».
Были и трудности:
отсутствие литературы по теме, даже такой элементарной, как малые жанры устного творчества народов, населяющих область; некоторые темы были перенасыщены текстами, на знакомство с которыми не хватало времени.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. В среднем звене нужна региональная программа по литературе, позволяющая изучить произведения народов, населяющих регион, район, город, село.
2. Нужен учебникхрестоматия для учащихся среднего звена, содержащий произведения, заявленные программой.
Вот как выглядит сама программа.
Мифы и легенды народов Среднего Поволжья
Содержание программы
Жанры устного народного творчества
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки.
Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира. Родословная.
Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная .
Топонимика
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Краткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт.
Место моей семьи в истории родного края и на карте области. Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.
Экскурсии
1. Экскурсия по улицам города «О чем рассказывают названия улиц и районов населенного пункта?».
2. Экскурсия в местный краеведческий музей «История города».
3. Экскурсия в областной краеведческий музей .
Предания волгарей
Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности .
Предания, записанные М. Ежовым, — «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В. Н. Марохиным — «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом — «Пароход на лугу» , «Ковыли» — легенда о происхождении ковыля. Структура легенды.
Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы Саратовской губернии. История заселения.
Народы района, в котором проживает школьник. Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературноизобразительный проект «Мы на карте области» .
Экскурсии
1. Экскурсия в местный краеведческий музей «Народы нашего края».
2. Экскурсия в областной краеведческий музей .
3. Экскурсия в Саратовский музей этнографии «Народы Саратовского Поволжья».
Сербы
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение.
Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
«Рубаха счастливого человека»
«Сливы за сор»
«Кто не работает, тот не ест»
«Правда и кривда»
«Счастье и ум»
«Век живи — век учись»
Творческая работа. Образ автора сербских сказок .
Татары
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях.
Отражение действительности в легендах и сказках.
«Предания о Казани»
«Завещание»
«Правда спасает, а неправда подводит»
«О кривой березе»
Творческая работа. Народы разные, а мораль… .
Экскурсии
Возможна экскурсия на раскопки в районе Увека и в областной краеведческий музей на выставку, рассказывающую об Увеке.
Возможна экскурсия в школы татарских сел, где изучают историю своего народа .
Чуваши
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе.
Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи — УлыпВеликан.
«Земля Улыпа»
«Гора Чабырлы»
«Мост Азамата»
«Отчего ласточка двухвостая»
«Почему сосна и ель вечно зеленые»
«Как ловили луну»
Творческая работа. Сочинение мифа о какомлибо явлении природы, характерном для нашей местности.
Экскурсии
Возможна экскурсия в краеведческий музей районного центра Новые Бурасы.
Мордва
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои.
Сюжеты.
«Ехал по Волге князь Мурза»
«ВолгаРав и Каспий»
«Алтырь и Инсар»
«Как кузнец соседа подковал»
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни, района, в котором проживает школьник .
Экскурсии
Возможна экскурсия в школы мордовских сел, где изучают историю своего народа .
Русские
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
«Про град Китеж»
«Легенды о граде Китеже»
«Утесы над Волгой»
«Воцарение Ивана Грозного»
«Наказание Волги»
«Свеча»
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа .
Немцы
Немецкие колонии на Волге. Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении.
Сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали .
Экскурсии
1. Экскурсия в областной краеведческий музей на выставку «Из истории немцев Поволжья».
2. Возможны экскурсии в краеведческие музеи городов Маркса, Энгельса.
Казахи
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».
Легенда о ЕрКаптагае.
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» .
Украинцы
«Откуда есть пошла украинская земля?». Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. «Иванда-Марья».
Тематическое поанирование
Как ввести в литературу региональный компонент?