Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной…»?
В настоящее время со многими сочинениями Владимира Маяковского мы уже не соглашаемся, спорим. И строка поэта о том, что «партия и Ленин — близнецы-братья», способна вызвать лишь горькую улыбку. Но Маяковский в своем творчестве затронул и такие вечные темы, как назначение поэта и поэзии, место поэзии в жизни людей независимо от общественного строя и исторической формации. Одним из таких произведений является стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». В статье Маяковского «А что вы пишете?» говорится о том, что качество «писательской продукции», и, соответственно, положение писателя в советском обществе чрезвычайно пошатнулось, понизилось, «дискредитировалось».
Этому ощущению и было посвящено данное стихотворение. Во время написания «Разговора с….» Маяковский вел переговоры с Мосфинотделом по поводу неправильного обложения его налогом. Поэт требовал, чтобы при начислении суммы подоходного налога к нему относились как к трудящемуся. Торговцы и лица «свободных профессий» обязаны были ежегодно подавать декларации о своих предполагаемых доходах за год. Уклонившиеся от этой обязанности штрафовались.
В заявлении в Мосфинотдел Маяковский писал, что он не уклоняется от сообщения о своих заработках, но в сложном поэтическом произведении почти невозможно точно учесть «производственные расходы и способ их определения». Этот инцидент и послужил причиной написания стихотворения: Гражданин фининспектор, честное слово, поэту в копеечку влетают слова. Говоря по-нашему, рифма — бочка, Бочка с динамитом. Строчка — фитиль.
Строка додымит, взрывается строчка,- и город на воздух строфой летит. Разве возможно оценить труд поэта в каком-либо эквиваленте? Нет! Поэтому поэт и говорит, что он «всегда должник вселенной».
Но должник не в финансовом плане, а в духовном: Я в долгу перед Бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии — перед всем, про что не успел написать… Маяковский размышляет о том, что в сложившейся в стране ситуации происходит «амортизация сердца и души», а это самое страшное, что может произойти. Нравственный упадок наблюдается и в среде поэтов, людей, всегда бывших «совестью» нашей страны. «Нынешние» поэты гонятся за помпезностью слов, за славой, и Маяковский называет их «лирическими кастратами».
Он напоминает нам истинное назначение поэта: … Долг наш — реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи. Поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени. Но сила поэта не только в том, чтобы «вспоминая, в грядущем икнули», нет. Сила поэта в его нравственной и духовной чистоте, способности донести истинное положение вещей.
Ведь и сегодня «рифма поэта — ласка, и лозунг, и штык, и кнут», но как они различны… Ведь у настоящего художника — …испепеляющее слов этих жжение рядом с тлением слова-сырца. Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца. Без лишней скромности Маяковский заявляет, что в будущем потомки поймут, что он был один способен понять и воскресить нравственную культуру.
В чем-то он прав: многие его произведения — жестокая сатира на окружающую действительность и современное ему общество. Теперь мы видим, в чем истинное назначение поэта. Так почему же все-таки поэт — «должник вселенной»? «Должник», который обязан «глаголом жечь сердца людей»? Эта фраза является ключевой в понимании не только этого стихотворения, но и всего творчества Маяковского, смыслом всей его жизни. Ведь вся общественная деятельность поэта была направлена на благо народа. «Мой лоб время с разбега крушит», — говорил поэт, и это действительно было так.
Бунтарь по натуре, он зачастую противостоял общественным взглядам своего времени. И как, в какой денежной единице определить тот вклад, ту жертву, которую принес Маяковский? А ведь он, к тому же, никогда не считал себя человеком исключительным и подчеркивал: Я по праву требую пядь в ряду беднейших рабочих и крестьян… Тем самым поэт пытается сказать нам, что его творчество — каторжный труд и все свое душевное богатство он дарит людям, даже таким, как фининспектор, поэтому и говорит ему открыто: А если вам кажется, что всего делов — это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами! «Поэт всегда должник вселенной», но нужно уважать его труд. Да и как можно нравственные искания творческого человека приравнять к занятию торговлей!
К сожалению, в России все возможно: и в дни Маяковского, и в наши дни. Поэт пытается оплатить «свой долг» перед вселенной, а мы пытаемся обложить его как можно большими налогами. Увы, практицизм — неотъемлемая часть нашей жизни. Смогут ли поэты предотвратить «амортизацию души и сердца»?
На сегодняшний день этот вопрос остается открытым…
Как вы понимаете слова В. В. Маяковского: «Поэт всегда должник вселенной…»?