Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга, и вот уже много лет не сходит со сцен театров всего мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и символичностью пьесы.
В «Грозе» много образов и деталей, которые являются очень важными для понимания произведения. Они носят символический характер, помогают раскрыть конфликт, характеры героев, понять их взаимоотношения. Вспомним сцену, когда Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы та смогла пойти на свидание к Борису. Что означает для героини этот ключ? С одной стороны, это ключ к радости и счастью, ведь Катерина идет к любимому человеку.
Но это счастье мимолетно. Героиня знает об этом. Больше того — она знает, что не сможет жить с тяжестью измены в душе. А значит, ключ является и символом ее греха, беды. Мне кажется, что он олицетворяет собой искушение.
Ведь Катерина очень религиозна. Ключ для нее — это все равно, что яблоко для библейской Евы. Героиня приняла ключ в надежде на счастье.
Но он привел ее к еще большему греху — самоубийству. Наиболее символично в пьесе, на мой взгляд, событие IV-го действия. В нем Калинов накрывает страшная гроза. Разыгрывается ненастье, повергнувшее в страх весь город. Жители прячутся от грозы.
В это время местный «антик, химик» Кулигин в очередной раз предлагает купцу Дикому сделать для города громоотвод. По сути, этот чудак предлагает городу, и прежде всего его «отцам», измениться, чтобы отвести грозу от себя и своих близких. Громоотвод становится символом перемен, спасения от разрушения и смерти. Но Дикой возмущенно сообщает, что гроза дана людям для страха и усмирения, и никакими палками от нее не оборониться. И так считает весь город.
Невежественность, граничащая с тупоумием, косность, «неповоротливость» калиновцев просто поражают. Прогресс, наука, нововведения обошли Калинов стороной. Это не случайно, ведь горожане так всего этого боятся. Вот Марфа Игнатьевна Кабанова, ярая поклонница старины и патриархального уклада жизни, видеть не может, как молодежь отходит от законов предков. Поэтому в своем доме она всеми силами стремится сохранить старый уклад, тираня всех домашних и заставляя их ненавидеть себя.
На Кабаниху наводит ужас мысль о том, что старина отойдет в прошлое, жизнь пойдет по новым законам. Для нее это равнозначно разрушению мира. Поэтому можно сказать, что у Кабановой в жизни есть своя гроза.
Нужно заметить, что уже в начале пьесы упоминается об отдаленных раскатах грома в Калинове. Мне кажется, это предупреждение, которое позднее перерастет в видимую угрозу — сильную грозу. Как будто высшие силы дают понять калиновцам, что пора менять свои взгляды на жизнь да и саму эту жизнь, иначе всем гореть в геенне огненной. Однако город глух к предупреждениям. Значит, на его место придет что-то новое, более светлое и молодое.
Как после природной грозы все вокруг очищается и обновляется, так и после моральной грозы придет время чего-то более прогрессивного. Дикие, кабанихи, феклуши неизбежно отойдут в прошлое. Такова, на мой взгляд, позиция автора пьесы. Сильнее всех в городе переживает и боится грозы Катерина Кабанова.
Это и понятно, ведь в ее душе гроза бушует давно. Сначала она происходила из-за жизни с нелюбимым мужем в доме с темными, удушающими порядками. Но это были только отдаленные раскаты.
Настоящая гроза наступила, когда Катерина изменила мужу с Борисом. Глубоко и искренне верящая в Бога, женщина не смогла простить себе этот грех. Она мучилась и боялась суда людского и суда божьего. В сценах грозы ее внутреннее напряжение возрастает до предела.
А уже полусумасшедшая барыня со своими пророчествами довела Катерину до обморока и окончательно убедила ее в необходимости покаяния перед людьми, что бедная женщина и сделала. Но, как мне кажется, легче ей стало ненамного. Да еще Кабановы, когда узнали всю правду, Катерину стали поедом есть. Не выдержав всего этого, женщина решается на самоубийство.
Некоторые критики отмечают, что, написав такую концовку, Островский надеялся на освобождение Катерины после смерти. Возможно, это действительно так, и после страшной грозы душевных мук к героине придет успокоение и свобода. Душевную грозу испытывают и другие герои пьесы. Например, Тихон Кабанов. Мямля и тихоня, он по-своему спасается от душащей опеки матери.
При каждом удобном случае Тихон стремится надолго вырваться из дома: «Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Только вдали от матери он чувствует себя взрослым самостоятельным мужчиной.
В Калинове же молодой Кабанов ни в чем не смеет перечить маменьке: «Да смеем ли мы, маменька, подумать!» Он унижается сам и позволяет всячески унижать свою любимую жену. Однако в последней сцене любовь к жене и накопившееся возмущение против матери побеждают в нем страх пред Кабановой. Над трупом Катерины Тихон в открытую обвиняет мать: » Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» — «Что ты!
Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!» — » Вы ее погубили! Вы!
Вы!» Еще один герой пьесы был потрясен гибелью Катерины. Он обвиняет в ней весь Калинов: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Таким образом, «Гроза» очень символична. Она насыщена образами, носящими знаковый смысл.
Да и само название пьесы обозначает не только природное явление, но и душевные переживания, изменения всех героев произведения, а также выражает авторскую точку зрения на события в пьесе.
Какие образы в пьесе А. Н. Островского «Гроза» можно назвать символическими?