Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина?
В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, «эзопов язык». Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни.
Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками и слабостями. Например, в сказке «Премудрый пескарь» главным героем является трусливый и нерешительный пескарь, всю жизнь проведший в страхе. Он мог бы быть счастлив, но не смог побороть себя и, в результате, ничего не узнал и не увидел. Под личиной этого пескаря Щедрин выводит трусливых российских либералов, не способных на преобразования из-за страха перед царским правительством.
В сказках писатель делает акцент на критике различных классов в России. Он считает, что помещики давно превратились из высшего сословия в паразитов, а правительство поддерживает их, не стремясь к каким-либо изменениям. Но эти изменения необходимы, потому что народ, на котором держится страна, находится «на последнем издыхании». В сказке «Дикий помещик» эта мысль звучит очень отчетливо. Потеряв крепостных, герой этого произведения теряет и человеческий облик, превращается в зверя.
Щедрин подчеркивает, что этот человек не может и минуты просуществовать без крестьянина, но ненавидит и презирает его всей душой. Таким образом, жанр сказки помог Салтыкову-Щедрину высказать свою критику политической и общественной обстановки в стране, донести ее до всех российских сословий.
Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина?