Какое место в жизни героев Толстого занимает любовь
План. 1. Толстой — писатель, религиозный мыслитель, философ. 2. Тема любви в романе «Война и мир»: 1) любовь — главный критерий оценки героев произведения; 2) Наташа Ростова, Мария Болконская, Пьер Безухов, князь Андрей — герои, умеющие любить; 3) Отечественная война 1812 года. Любовь к народу как высшее воплощение способности любить. 3. Заключение.
Любовь — смысл жизни и высшее предназначение человека, по мнению Толстого. Л. Н. Толстой — величина космического масштаба: писатель, философ, религиозный мыслитель, педагог, общественный деятель. Этот человек внес значительнейший вклад в русскую и мировую культуру, создал собственную философскую школу, его взгляд на мир и человека обрел поклонников и последователей во всем мире. В своих художественных произведениях, в частности, в романе-эпопее «Война и мир», Толстой изложил свое представление о смысле человеческой жизни, о целях и задачах существования на земле.
В лучших героях своего романа писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить и, главное, — способность любить. Толстой считает, что главное в человеке — красота души, которая в высшем своем проявлении выражается в способности любить, отдавать, не требуя ничего взамен. Именно поэтому самые любимые герои писателя не обладают эффектной внешностью, правильностью черт. Так, Наташа Ростова прекрасна только тогда, когда ей хорошо, когда она счастлива.
В минуты же больших душевных потрясений, когда она скорбит, когда страдает, Наташа становится очень некрасивой. Заметными становятся ее большой рот, не совсем правильные черты лица, худоба. Наташа мила; непосредственна, полна жизни. Она согревает своих близких душевным теплом: мать, отца, сестру Соню. Ни секунды не колеблясь, эта девушка отдает подводы раненым, даже не задумываясь о том, что жертвует своими материальными благами.
Некрасива Марья Болконская. Все, что есть в ней прекрасного, — это глаза. Большие, лучистые, сияющие, они согревают своим теплом всех, кто ей дорог, кого она любит. В финале романа и Наташа, и Марья находят свое счастье: обе выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становятся прекрасными женами и матерями. Некрасив Пьер Безухов.
Мне кажется, Толстой испытывает к нему особую любовь. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А. П. Шерер, светская львица, устраивает в своем шикарном салоне светский вечер, «украшением» которого являются аббат, виконт, красавица Элен. Неизящный, неуклюжий, чем-то напоминающий неповоротливого добродушного мишку-сластену, лишенный светского блеска, Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике. Его появление очень напоминает первое появление на страницах романа Наташи Ростовой.
Вспомним, как Наташа вбегает в комнату, когда ее мать принимает гостей, и начинает казаться, будто яркий солнечный лучик ворвался в скучную, темную комнату, вызвав теплые улыбки на лицах манерных гостей. И в случае с Наташей, и в случае с Пьером неестественная чопорная светская обстановка будто освещается теплым солнечным лучом. Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского — еще одного героя, который тоже очень дорог Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям салона Шерер.
Казалось бы, что общего между толстым, неуклюжим, простоватым, стеснительным Пьером и утонченным, породистым, прекрасно знающим светский этикет Андреем Болконским? И все таки — они лучшие друзья, любящие и понимающие друг друга. Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому — двадцать семь, Безухову — двадцать.
У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский — выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить.
И тот, и другой патриоты. Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа.
В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера — физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка. Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи таким молодым.
И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро? Толстой передает мысли своего героя: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, — думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!» Писатель далек от идеализации своих героев.
Они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. Вспомним Андрея Болконского с его пессимистическим убеждением в том, что в тридцать три года его жизнь кончена, что ему не надо ни к чему стремиться, надо лишь «доживать» свою жизнь, Андрея с его увлечением личностью Наполеона и неверным представлением о войне как о чем-то героическом, возвышенном.
И все-таки любимые герои Толстого остаются прекрасными людьми, ибо в них есть «добро, красота и правда» — любовь — самые главные ценности, определяющие смысл человеческой жизни.
Какое место в жизни героев Толстого занимает любовь