Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?
В драме А. Н. Островского «Гроза» предстает мир «темного царства», «жестокость нравов», которые подавляют человеческие чувства, свободу, волю. Это воплощается и в Диком, и в Кабанихе. Ругатель, воин, Дико прекрасно понимает, что власть над людьми дает ему деньги.
Он жаден, нагл, издевается над домашними, потому что они слабее его, может не доплачивать мужикам за работу, потому что у него из этого «тысячи составляются». И Дикого не смущает, что он грабит людей. В его системе ценностей деньги важнее всего.
Но все-таки прямолинейность и грубость Дикого не так страшны, как лицемерие и расчетливость Кабанихи. Кабаниха — ханжа. На людях она добродетельна и набожна, но в своей семье — бесчеловечный деспот тиран, который хочет убить в домашних волю, точит их, как «ржа железо». Защищая вековые традиции, Кабаниха убеждена, что она следует закону, по которому всегда жила русская семья. Эти традиции описаны в древней книги «Домострой».
Но они уродливо поняты Кабанихой. Не любовь и уважение для нее главное, а власть. Но без этих качеств дом существовать не может.
Все живут как-будто из-под неволи: слабый и бесхарактерный Тихон не способен противостоять матери, Варвара убегает из дома, а Катерина находит свое освобождение в смерти. Кабаниха не понимает, что использует добро во имя зла. Ей нужны не только внешнее подчинение, как Дикому, но и власть над человеческими душами.
Разрушительница семьи, Кабаниха своим лицемерием, деспотизмом, тиранством и невежеством олицетворяет » жестокие нравы» города Калинова, «темного царства», где обитают человеческие пороки.
Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха?