Каково авторское отношение к Базарову?
Россия, судьба ее народа всегда волновали И. С. Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя — патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И. С. Тургенева — русские люди 40 — 60 — 70 — х годов.
Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России. Россия Тургенева — это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни. Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями.
Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе «Отцы и дети». «Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта. Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь! Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова», — писал А. Н. Майков. Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя. По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги.
Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что «грубейшее суеверие нас душит», с какой болью он переживает забитость и невежество народа: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 — х годов. Евгений Базаров — главный герой романа.
Человек огромной силы воли, твердых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим. Базаров — экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии.
Когда Павел Петрович спрашивает его: «Значит, вы верите в одну науку?» Базаров отвечает: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть наука, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе». Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин.
Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений. До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда «свое равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась» — начинает терпеть крах.
Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о нее он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повел его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.
Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежности». Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров — демократов. Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поет, в то время, «как какое — нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу».
Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету. Подарив Базарову свое «я», Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова. Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта.
Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров — наиболее убедительное отрицание базаровщины.
Каково авторское отношение к Базарову?