Каково Островского место в идейной борьбе эпохи?
В 60-80-е годы Островский создал ряд сатирических произведений, рисующих дворян и новых буржуазных дельцов («На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы» и др.). Целесообразно познакомить учеников с одной из этих пьес.
В композицию по комедии «Бешеные деньги» можно включить небольшие отрывки из монологов Василькова (действие первое, явление восьмое) и Лидии Чебоксаровой (действие второе, явление пятое), из диалогов Лидии и ее матери (действие третье, явление десятое), Лидии и Кучумова (действие четвертое, явление третье), Лидии и Телятева (действие пятое, явление третье). Учитель свяжет эти отрывки небольшими комментариями.
Островский утверждает в пьесе неизбежность победы буржуазии над дворянством, осуждает праздную, паразитическую жизнь дворян. Автор зло смеется над торгующей своей любовью Лидией Чебоксаровой, над развратным «князииьком» Кучумовым, легкомысленным Телятевым. Однако и делец «Васильков не может быть назван положительным героем. Вся его жизнь подчинена трезвому расчету. Слово: «бюджет» не сходит у него с языка. Даже к искреннему увлечению Лидией Чебоксаровой у него при мешиваются деловые соображения. «У меня особого рода дела, — сообщает он Телятеву, — и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном».
Островский вошел в историю русской литературы и русского театра как автор сорока восьми оригинальных произведений, рисующих разные стороны русской жизни. Пятьсот сорок семь героев живут и действуют в этих пьесах, каждый со своим, неповторимым характером, со своими манерами, речью.
Драматургия Островского стала прекрасной школой сценического реализма, дала артистам возможность создать полнокровные сценические образы.
Большое значение имели статьи и высказывания Островского о театре. Он боролся с гибельными. для сцены традициями: искажением авторского текста, игрой на вызов и т. п. «Играть на вызов, — писал он, — значит прибегать при исполнении роли к таким приемам, которые правятся зрителям, хотя бы эти приемы не подходили к роли и даже ей противоречили. Вот пример: актер играет лакея; уходит со сцены и прислушивается у двери, не будет ли вызова; рукоплесканий не слышно. «А! Не вызывают! — говорит он. — Ну, так вызовут». Возвращается на сцену, постоял немного, посмотрел мрачно, плюнул и ушел; взрыв рукоплесканий и вызов». Островский понимал, что несколько выдающихся артистов еще не составляют труппы, «труппа… должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна» , должна составлять ансамбль.
Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. «Московская сцена, — писал он, — должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики». С Малым театром Островского связывала многолетняя творческая дружба. Он принимал самое непосредственное участие в жизни театра. Многие артисты вспоминают, как мастерски он читал свои пьесы. «Все действующие лица выходили у него точно живые. После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать». Островский принимал участие в распределении ролей на репетициях, в благожелательной форме давал советы исполнителям. И как радовался он успеху каждого спектакля, каждого артиста.
Островский стремился сплотить талантливых артистов, направить их на решение стоящих перед русским театром задач. Он был одним из организаторов и руководителей Артистического кружка — своеобразного клуба, который объединял артистов и ценителек искусства, оказывал нуждающимся артистам материальную помощь.
Члены артистического кружка собирались
«а) для исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; б) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; с) для чтения литературных произведений; а) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой». Только в первый год своего существования кружок дал 86 музыкально-литературных вечеров.
Энергично добивался Островский реорганизации театрального училища, разработал программу драматического отделения при училище. Он считал, что артист должен быть широко образованным человеком, и поэтому кроме специальных предметов включил в программу знакомство с историей драматической литературы, историей костюма, пение, музыку, рисование, иностранные языки и т. д. В 1886 году, незадолго до своей смерти, Островский был назначен начальником театрального училища.
Взгляните на афиши современных театров, и вы убедитесь в том, что почти каждый из них включает в свой репертуар пьесы Островского. В то время, как в Московском Малом театре идет «Гроза», Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина дает «Доходное место», Ярославский театр им. Ф. М. Волкова — «На всякого мудреца довольно простоты», Костромской театр им. А. Н. Островского — «На бойком месте»Драматургия Островского служит своеобразным ориентиром, является противоядием модернистским влечениям, подчас дающим себя знать в современном театре. В свете традиций театра Островского особенно наглядно видна беспомощность холодного и бездушного формализма модернистских спектаклей.
Народный, реалистический театр Островского продолжает доставлять глубокое эстетическое наслаждение зрителю.
Каково Островского место в идейной борьбе эпохи?