Каллиграфия и стенография
С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во — вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия — искусство красивого письма, и скоропись — мастерство быстрого письма. Каллиграфия приближает письмо к искусству.
Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты: латинские унциал, полуунциал, курсив, готическое письмо, славянские устав, полуустав, вязь и др. непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа , поэтому им оставалось только совершенствоваться в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.
Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире.
Четкие формы египетских иероглифов, как бы застывшие в камне, достигли идеала завершенности. Египтяне совершенствовали свое письмо и в другом направлении. Наряду с монументальной иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику , письмо жрецов, потом демотику , народное письмо. Ведь скорость — необходимое качество хорошего писца.
Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст». В скорописи вырабатывались приемы упрощенного написания знаков, их соединение в лигатуры , т. е. слитные написания; допускались определенные сокращения слов и словосочетаний. Отсюда и произошла система сокращенной записи речи — стенография .
Такая система использовалась в IV в. до н. э. в Афинах: историк Ксенофонт записал ею воспоминания о Сократе. Она не была единственной.
В Риме в 63 г. до н. э. Марк Туллий Тирон изобрел собственную систему стенографии. Ее знаки имели форму рисунков, упрощенных начертаний букв и могли заменять целые слова. Число таких знаков достигало 5 тыс. системой Тирона, со временем дополненной, пользовались в Европе более тысячи лет. Лишь в XI в., когда в ней вдруг усмотрели связь с колдовством, она постепенно вышла из употребления. Были системы сокращенной записи и на Руси: с их помощью в XV в. записывали «протоколы» новгородского и псковского вече.
Широко употребляли титло : оць — «отец», нн — «ныне», мць — «месяц» . Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте.
Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков.
Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннесса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту — быстрее говорить, наверное, просто невозможно. Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т. е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретенную им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчеты о заседаниях английского парламента. Помощью секретарей-стенографисток пользовались и русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Толстой.
В РСФСР в 1933 г. была принята разработанная доктором физико-математических наук Николаем Николаевичем Соколовым Единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор. Вжизни и языке всегда присутствуют как достижения прошлого, так и зачатки будущего. Когда количество изменений переходит в новое качество?
Когда рисунок становится иероглифом? Когда слоговый знак превращается в букву? На эти и многие другие вопросы нет и не может быть окончательных ответов.
Вот вроде бы очевидный вопрос: пользуемся ли мы иероглифами, или, точнее говоря, словесными знаками? Большинство решительно скажут: «Нет!». Оказывается, пользуемся, и очень часто. Иероглифами являются, в частности, математические, физические и прочие условные знаки «+», «=», «%», а также цифры и соответствующие обозначения чисел. Мы прочитываем записи типа 2 + 2 = 4 или 100 % словами, следовательно, это словесные знаки, т. е. они соотносятся с целым словом.
А как быть с такими текстами, как От реки до дома 100 метров? 100 — это иероглиф, а что такое м? Если читать как «сто метров», буква превращается в иероглиф. Но ведь некоторые люди читают как «сто «эм»», и тогда это все же буква, хотя ис особыми правилами чтения.
Компьютерный диалект сети ФИДО используется в основном для неформального общения ее членов, поэтому возникла необходимость передачи эмоций и даже мимики пишущего.
В обычном тексте сделать это достаточно сложно, из-за чего и появились специфические знаки препинания . Для их чтения лучше всего немного наклонить голову влево: тогда можно увидеть стилизованный портрет компьютерщика. Смайлик обычно располагается сразу после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы.
Большинство смайликов используется в сокращенной форме — без серединной черточки — «носа».
Основные смайлики:
или ( Улыбка. Хорошее настроение или смешная фраза.
или ( Грустно.
:-< очень грустно.
:-> Сарказм, насмешка.
>:-> Резкая или злая насмешка, на грани оскорбления.
:-Е Огрызнуться, показать зубы.
Подмигивающая улыбка.
или ( Озадаченность или нерешительность.
:-\ Нерешительность или сильное удивление.
:-Р Показать язык.
:-* Поцелуй.
:-О Открыть рот от удивления.
Вытаращить глаза. Чаще употребляется в варианте 8-О
:*) Пишущий пьян.
%-) После 15 часов сидения за компьютером.
Слово, набранное заглавными буквами , воспринимается как КРИК. Ударение в слове может выделяться заглАвной буквой.
Каллиграфия и стенография