«Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилева
История создания
Цикл «Капитаны» состоит из четырех стихотворений. Гумилев создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.
В момент написания стихотворений Гумилев еще не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий. В образах капитанов Гумилев изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилев насладился сполна.
Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилева в 1921 г. вспоминал, что он вел себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.
Литературное направление и жанр
В 1909 г. об акмеизме как направлении еще не было заявлено. Можно трактовать цикл «Капитаны» как символический. Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей.
Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.
Но о том, что Гумилев уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображенного им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.
Тема, основная мысль и композиция
«Капитаны» — это цикл из четырех стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана — смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья.
Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.
Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилев начинает с полководцев и первооткрывателей 14-18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода. Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди.
Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни. Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грез.
Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором — идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.
Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго. Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту.
В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры. Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.
В четвертом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестает быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.
Тематика цикла — судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.
Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле — яркая, нетривиальная жизнь как идеал.
Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.
Тропы и образы
Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвертом.
Капитан из первого стихотворения — собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным. Гумилев описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана — трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.
Во внешности капитана Гумилев обращает внимание на острый уверенный взгляд и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной .
Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие , опытность , деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору .
Капитан в стихотворении изображен как неотъемлемая часть корабля. Он окружен привычными вещами, всходит на трепещущий мостик , который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении — послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые.
Основной противник капитана — само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан. Волны описаны с помощью метафоры , базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде.
Море безумствует и хлещет, как живое , в небеса поднимаются гребни волн , но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет .
Во втором стихотворении Гумилев развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами , а море — зеленым храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов .
Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что дает ему возможность погрузиться в их грезы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны. Идеальную природу Гумилев изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчелы.
Использует он сравнения , олицетворения . Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир еще был «не открыт до конца».
В третьем стихотворении цикла Гумилев создает образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов. Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами и множеством неприятных . Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.
Образы четвертого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной , непрекращаемый танец волн , капитан скользит над бездною , окровавленная, но железная рука , товарищи бледны, как смерть, подобны трупам . Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная, страшные таинственные истории, смелые пенители моря .
Капитан с ликом Каина — своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла — предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя.
Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обреченного на вечные скитания.
Во всех четырех стихотворениях большое значение имеет цвет. Это и зеленый цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звезд и маяков, седые валы, червонного золота пчелы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей. Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений создает картину мира, наполненного противоположностями.
Размер и рифмовка
Первое стихотворение написано трехстопным анапестом, второе — четырехстопным амфибрахием, третье — четырехстопным хореем со множеством пиррихиев, четвертое — четырехстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрестная. В первых трех женская рифма чередуется с мужской, в последнем — дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечетная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику.
В целом ритмическая организация цикла передает динамику, полную деятельности жизнь капитанов.
«Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилева