Карандышев — характеристика персонажа
Произведение: Бесприданница
Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие — его самая главная черта.
Лариса для К. — не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым. К. ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу. Несмотря на это, К. все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств. Даже будучи почти официальным женихом, К. воспринимается Огудаловыми как «как запасной вариант».
Все это унижает героя, лишает его чувства победы. К. отказывается заслужить любовь Ларисы кротостью и преданностью . Раздраженное самолюбие героя берет верх над любовью. Поведением К. руководит желание победить Паратова.
На просьбы Ларисы уехать подальше от города К. отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что…я не жених вам, не пара…» По Островскому, такое чрезмерное самолюбие приводит к стремлению жить выдуманной, иллюзорной жизнью, к отказу от истинных жизненных ценностей. Это особенно ясно в финальной сцене. Когда К. понимает, что своей любовью он уже не увлечет Ларису, он убивает героиню. «Не доставайся же ты никому!» — произносит он, решая судьбу женщины, которая ему «не пара».
К. не может обладать живой Ларисой и утверждает свою власть над нею мертвой. Совершенное им убийство — это последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими его во всем: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». В этом К. особенно смешон и жалок.
КАРАНДЫШЕВ — центральный персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» . Амбиция — ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека — художественное открытие Ф. М. Достоевского . В отличие от Достоевского, раскрывающего «самосознание бедного человека» , Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается, оказавшись во власти амбиций.
Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение «за постоянство» — согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности «пове-личаться». Он впервые в жизни чувствует себя не просто «равным» остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. «Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь». «Наткнулся» К. на Паратова и оказался с «бесчеловечной жестокостью» осмеян и унижен им.
Обед, задуманный К. как демонстрация своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о «смешном человеке» — вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: «Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня». Излишняя «литературность» этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль «рокового» героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: «дикие взгляды» бросал, «отчаянным» прикидывался. «Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех». Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе ; «наполеоновский» жест — все это не что иное, как смехотворное подражание «печоринским» страстям, более всего напоминающее о Грушницком.
Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния. Первый исполнитель роли К. — М. П. Садовский .
Среди других исполнителей — С. А. Мартинсон .
Карандышев — характеристика персонажа