«Карьера Ругонов», анализ романа Эмиля Золя, сочинение
Творчество выдающегося французского писателя Эмиля Золя явилось переходным этапом от классического реализма Бальзака к реализму и натурализму XX века. Золя, как и автор «Человеческой комедии», создал большую серию социальных романов. Уже в ранние годы писатель стал задумываться о необходимости более широкого изучения общества.
Эта идея была реализована им в серии романов «Ругон-Маккары», над которой автор работал с 1868 по 1893 годы.
Роман «Карьера Ругонов» открывает серию и является своеобразным прологом к ней. Автор рисует происхождение семьи Ругонов и Маккаров, а также происхождение Второй империи, открывшей новые возможности для буржуазии. Фоном и кульминацией романа является государственный переворот, в том формате, в каком он был воспринят французскими провинциалами.
Читатель узнает о происхождении семьи, которая ведет свое начало от дочери зажиточного огородника — Аделаиды Фук. Девушка вышла замуж за своего батрака Ругона и родила от него сына Пьера. После смерти мужа Аделаида сходится с бродягой и браконьером Маккаром. От этого союза появляются на свет внебрачные дети — Урсула и Антуан. Отпрыски Ругона наследуют крестьянскую хватку, жадность, хитрость.
В крови Маккара, напротив, заложены бесшабашность, склонность к пьянству, страсть к бродяжничеству, храбрость.
Как во всякой провинции, в Плассане все на виду. Потому расстановка политических сил показана достаточно рельефно. Жители городка свято чтут обычаи, которые помогают им сохранять свои привилегии от посягательств черни.
Особенно упорствуют в этом дворяне.
Предприниматели ведут себя иначе. Своими коммерческими сделками они несколько оживляют сонную атмосферу Плассана. Буржуа ходят на вечера, открывают салоны. Один из них — «Желтый салон» Пьера Ругона — неизменно собирает «свободомыслящих» политиков из числа лавочников и мелких коммерсантов.
Они читают газеты и заигрывают с рабочими, но при этом более всего почитают власть.
Третье сословие, представленное в романе, — это ремесленники, прозябающие в нищете старого квартала, а также крестьяне, в поте лица обрабатывающие здешние поля.
Большинство персонажей выписаны Золя языком сатиры, поскольку в основе политики, по его мнению, лежат животные инстинкты. Так, издатель католической газеты «Плассанский вестник» похож на «скользкую жабу», землевладелец Рудье — вылитый баран, вожак купцов Грану напоминает откормленного гусака. Кроме всего прочего, эти заговорщики «Желтого салона» очень трусливы.
Сын Пьера Ругона — Эжен является связующим звеном парижских контрреволюционеров с хищниками провинциального городка. Его родственники умело используют момент. Пьер Ругон инсценирует нападение республиканцев на ратушу и не останавливается перед убийством.
Таким образом, он утвердил себя в роли спасителя города, «великого гражданина, которым будет вечно гордиться Плассан».
По-настоящему защищают республику только представители «третьего сословия». Это сын ремесленника Сильвер и его подруга, крестьянская девушка Мьетта. История их любви придает роману лирическую окраску.
К сожалению, трагедия эпохи оборачивается трагедией и для ее героев. Мьетта сражена шальной пулей. Сильвера расстрелял жандарм. А вот для других действующих лиц романа наступают счастливые дни.
В порыве хищной радости победителя Пьер Ругон переодевает запачканные кровью башмаки и принимает поздравления заговорщиков.
Переворот 2 декабря 1851 года возвратил корону Бонапартам и положил начало процветанию Ругонов.
Кроме анализа произведения «Карьера Ругонов» изучите также другие материалы:
«Карьера Ругонов», анализ романа Эмиля Золя, сочинение