Карл Моор — типичный герой «Бури и натиска» в пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники»
Великий Гете сказал, что со смертью Шиллера он потерял половину самого себя. Эти оба писателя-просветителя всегда рядом — даже и после смерти: их памятники стоят перед театром в Веймаре, да и похоронены они недалеко один от другого. Гете и Шиллер возродили балладу и соревновались друг с другом в этом жанре. Баллады Шиллера преисполнены таинственности, опасности, неотвратимости судьбы, иногда жестокости. Стержневым моментом сюжета являются испытания героя, проверка его рыцарского мужества. У Шиллера, как и у Гете, сквозным мотивом является тема свободы человека, идея равенства прав для всех народов мира, утверждение права на государственную самостоятельность и справедливые законы. В драмах Шиллера «Мария Стюарт» (1880), «Орлеанская девственница» (1801), «Вильгельм Телль» (1804) идея равенства и свободы занимает центральное место.
Шиллер Поздравлял Великую французскую революцию, увидев в ней освобождение от насилия, но жестокость революционных действий оттолкнула его от «свободной» республики, он вырабатывает собственную программу усовершенствования человека, где проповедует идею мира и согласия вместо революционных потрясений. Писателей нередко называют душевными пастырями человечества. Именно этот посыл пришел мне на упоминание, когда я раздумывал над содержанием баллады «Перчатка». Составлялось такое впечатление, будто автор ведет беседу именно с тобой, будто предлагает «примерить» события литературного рассказа на читателя. В основе баллады лежит историческая легенда о событиях, которые будто бы произошли в XIV столетии в Франции, во времена правления короля Франциска. Но история седой давности есть интересной, актуальной и для нас, современников. Когда читаешь балладу, то составляется впечатление, будто ты сам являешься зрителем спектакля, мысленно переносишься в те далекие времена, занимаешь кресло на арене королевского зверинца и наблюдаешь за событиями, за людьми…
Всюду слышать негромкий разговор, дамы обмахиваются веерами, возле них стоят достойные рыцари, готовые выполнить любой приказ своей дамы сердца. Вот красавица Кунигунд — гордая, недосягаемая. Возле нее взволнованный Делорж. С первой точки зрения видно, что он влюблен в Кунигунд. И если присмотреться внимательнее, то увидим, что она с презрением относится к юноше. И, к сожалению, любовь всегда слепа…
Аж вот начинается спектакль. Властный жест короля — и на арену выходит лев, снова жест — появляется тигр, потом два леопарда. Король развлекается, ожидая кровавой развязки. С нетерпением ждут смерти придворные. Мне становится не по себе… Звери — это звери, они живут по зверским законам, но люди, которые наслаждаются смертью… Жутко! А на арене тем временем завязывается бой между леопардами. Публика оживает. Но грозный рык царя зверей — льва — и животных успокаиваются. Казалось, спектакль закончился. Зрители разочарованы. И вдруг из руки прекрасной Кунигунд падает перчатка, попадая прямо в клетку с грозными животными. Все взгляды обращаются на даму. В какой-то момент мне показалось, будто я увидел, как гордо поднялся подбородок дамы, она ощутила себя королевой.
Спектакль Продолжается. Как король в начале спектакля, теперь Кунигунд делает властный жест, посылая Делоржа поднять перчатку. Нил с напряжением, с ужасом наблюдает за действием. Мне до боли хочется, чтобы король прекратил это, как сделал царь зверей — одним жестом! Нет! Он только наблюдает. А тем временем Делорж заходит в клетку, поднимает перчатку. Он идет к Кунигунд, все восторженно поздравляют, хвалят его, гордая красавица также обещает рыцарю свою любовь. А он бросает перчатку ей в лицо, говорит: «Благодарности не надо». Зал замирает, и Делорж уходит от дамы. Конец спектакля.
Мне хочется догнать отважного юношу, который сумел защитить свое человеческое достоинство, который доказал свою смелость. Он победил мир зла, жестокости и сумел понять настоящую суть той, без которой еще вчера не воображал жизни. Человек начинается с поступка. Свой поступок сделала Кунигунд. Поступок Делоржа вызывает восторг. Не сделал поступка король. Как бы поступил я, если бы поступили так со мной?
Один Из ярчайший периодов в истории немецкого Просвещения имеет название «Бури и натиска». Лирика, драма и проза 70-х лет XVIII столетия отмечаются высоким эмоциональным напряжением, бунтарскими мотивами. Носителем этого бунтарства чаще всего есть герой-одиночка, который провозглашает войну обществу. Проводником этого направления был молодой Гете, творец образа Прометея, гордого и непокорного, который бросил вызов самому Зевсу.
Шиллер присоединяется к движению «Бури и натиска» на начала 80-х лет. В духе идей и художественной манеры этого движения молодой писатель создает свою известную драму «Разбойники». Главный герой произведения излагает мысли Шиллера по поводу Просвещения. «Поставьте меня командовать войском таких молодцов, как я, — и Германия станет республикой, перед которой Рим и Спарта будут казаться женскими монастырями!» — провозглашает Карл Моор. Он является родовитым дворянином, тем не менее пренебрегает одинаково и знатную верхушку, и тех, кто ползает перед ней. К родительскому дому Карла привязывает не родительное имение, не графские привилегии, а любовь к престарелому отцу и к Амалии, воспитанницы в их доме.
Образ Карла довольно сложный, в отличие от его брата Франца. Франц изображен Шиллером жестоким, коварным, готовым ради собственной цели пойти на преступление. Сведя клевету на Карла перед отцом, тем самым он закрыл ему путь домой. Тогда Карл принимает предложение разбойников стать их атаманом. Состав банды Моора довольно интересный. Много кто знает латынь, французскую бранное слово и давнюю и новейшую истории. Эти мужчины — студенты, которые не доучились. Негодяев Карл Моор выгоняет со своего общества.
Банда Карла грабит не ради обогащения, а ради мести. «Мое ремесло — наказание», — говорит он. Свою частицу денег Карл Моор всегда отдает сиротам и помогает способным юношам получить образование. Но если надо быть жестоким по отношению к богатеям, или проучить лодыря, который толкует правосудие в свою сторону, Карл не имеет сожаления. Результат этого бунта можно было предусмотреть. Карл Моор, как умный человек, также сознавал его бесперспективность. Тем более, что борьба за справедливость, которую он вел, сопровождалась жестокостью и новыми преступлениями. Карл Моор оставляет банду, поняв никчемность своей деятельности. Он признает, что весь этот замысел был лишь юношеским чудачеством и химерическими идеями. Шиллер, как и его герой Карл Моор, также отказывается от бунта. И этим Сочинением он выражает надежду на мирные пути улучшения человечества, образования, просвещения. Мысли Шиллера актуальные и сейчас, ведь каждый желает улучшить свою жизнь. Так было, есть и будет во все времена.
Карл Моор — типичный герой «Бури и натиска» в пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники»