Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда
Наиболее ярким представителем «Века джаза» в литературе является Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940 гг). Он придумал сочетание ВД. Он и его герои — типичные представители ВД, «я пишу об этом времени и вспоминаю о нем с грустью. Меня вынесло в те годы на поверхность, меня осыпали похвалами и заваливали деньгами, о каких я не смел и мечтать, и все по одной-единственной причине; я говорил людям о том, что испытываю такие же чувства, как они сами, и что надо найти какое-то применение всей этой нервной энергии, скопившейся и оставшейся неизрасходованной в годы войны». Родился он в благополучной семье, но предки родителей, на два поколения назад были намного богаче, потому Ф. воспринимал свою семью, как обедневший вариант, отсюда чувство стеснения.
Он стеснялся себя, своей матери, ей манеры одеваться. Считал себя неудачником, потому многие проекты не доводил до конца. Поступил, но не окончил Пристонский университет, так как много времени уделял общественной деятельности. Влюблялся в девушек, которые всегда стояли выше на социальной лестнице. ВД — это еще и эпоха одержимости, жажды богатства. Так и Ф. мечтал стать богатым. Ф. писал, что завидует жизненному успеху. Э. Хэмингуэя, они были друзьями, но каждый саркастически отзывался о своем друге. Х. смотрел на Ф. сверху, а Ф. на Х. с завистью, считал себя неудачником, его — баловнем судьбы. В 1920 г был опубликован его роман «По эту сторону рая», который и принес ему славу, но тем не менее он всегда оглядывался на людей богатых и удачливых, которые выступали в его представлениях как особая раса, тайный клуб, тайну которых он пытался разгадать. Когда он убедился, что они совсем не такие, это сильно его сломило, по словам Х. Даже его женитьба на Зельде Сэйер стала призом в погоне за богатством, т. к. она была признанной красавицей штата, избалованной дочкой богатых родителей, стояла выше его на соц. лестнице, она согласилась выйти за него, если он станет знаменитым, после романа «По эту сторону рая» это и произошло.
В сборнике Ф. «Сказки века джаза» есть рассказ «Молодой богач», в котором утверждается, что богатые — это действительно особая раса, их жизнь лежит за пределами того, что известно простым смертным. Очень богатые — они не такие как мы, они обладают всем и наслаждаются всем рано, это что-то делает с ними, делает мягкими там, где мы твердые, и циничными там, где мы доверчивые. Они думают, что они лучше, чем мы…
Так Ф. влекла эта загадка богатых, но с другой стороны его постоянно преследует ощущение ненадежности и нереальности этого варианта счастья и успеха. У рая была изнанка, обратная сторона. Это Ф. понял до окончания ВД, понял, что за фасадом — пустота, стал богатым и успешным, вошел в рай, но понял, что там ничего нет. Изменил себя, чтобы войти в этот мир, но понял, что эти изменения напрасны. Характерное название его романа 1922 года «прекрасное и проклятое». Он вел шикарный образ жизни, Лазурные побережья, золотой лимузин.
Произведения Ф.: «По эту сторону рая» 1920, «Прекрасное и проклятое» 1922, 1922 г сборник рассказок «Сказки века джаза» («Молодой богач», «Бриллиант величиной с отель «Риц», «1 мая». Ф. мастер стиля, его произведения считаются одними из самых красивых, написанных в 20-м веке на англ. языке, «Великий Гэтсби» 1925г, «Ночь нежна» 1934 г., «Последний магнат» 1941 г.
Ф. пережил конец ВД, он считал, что заплатил за свою бурную молодость, и цена была не высока. Он тяжело болел, чрезмерно много пил, отчего умер. Его жена Зельда по той же причине сошла с ума, трагически погибла от пожара в клинике.
В романе «Великий Гэтсби» повторяется история Ф. Гэтсби стремится к Дэзи Бьюкенен не только потому, что любит(хотя любит, он романтик, как и Ф.), но и потому, что она приз, символ богатства, дорогая красивая вещь. Дэзи и ее мужа Тома объединяет нечто намного более прочное, чем любовь, дружба, верность (это не главное для них в списке ценностей) по сравнению с равным счетом в банке, принадлежность к одной и той же расе, расе богатых, завоевать Дэзи для Гэтсби означало бы победу над Томом. Рассказчик, Ник Каррауей долгое время не может понять, чем его сестра Дэзи привлекает мужчин, но потом его осенило, ее завораживающих голос похож на шелестение банкнот.
Гэтсби пытается воплотить американскую мечту, распланировать жизнь, войти в круг избранных. Но сталкивается с тем, что это невозможно. Американская мечта развенчана, способы ее тоже. Гэтсби предстает перед нами шикарным богачом, у него шикарная вилла, вечеринки, фонтаны шампанского, богатая еда, оркестры. Платой за такие вечера становится «ничегонезнание» о хозяине, образ Гэтсби покрыт для всех тайной, строят о нем самые грязные предположения (убил человека, например), но это совершенно не мешает развлекаться за его счет. Рассказчик Ник сомневается, но вскоре узнает, что Гэтсби действительно ведет какие-то грязные дела. В конце становится понятно, что Г, сделал свое состояние на торговле спиртным. Г. Не сразу пошел по этому пути, он сопротивлялся. Погибает Гетсби от пули, его винят в смерти, убивают его в собственном бассейне. Мораль книги заключается не в том, что нечестным образом нажитое богатство не приносит счастья, а в том, что американская мечта не может существовать. Вопрос: возможно ли вообще нажить богатство честным трудом? (автобиография Б. Франклина — путеводитель в добывании богатства). Американская мечта — утопия, вся история США — попытка реализовать утопию Нового Света. Колониальная независимость, отмена рабства, 1МВ, и вдруг выясняется, что АМ — фикция.
«люди созданы равными и… наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, включая жизнь, свобода и стремление к счастью… то жизнь каждого должна быть лучше, богаче и полнее, с возможностями для каждого в соответствии с его способностями или достижениями — независимо от социального класса или обстоятельств рождения» (Декларация Независимости). Ф., как и Гэтсби, даже добившись успеха, в душе остается трудягой, а такие как Дэзи, Том, Зельда — действительно иные, они имеют все, что пожелают с самого детства, у них другие желания, другие проблемы, другие цели. Ф. пишет о преимуществах таких людей, но они их не ценят, растрачивая на питье, танцы, вечеринки. Отсутствие проблем материального характера развращающее действует на личность. «Ведь я везде побывала, все видела, все попробовала» Том и Дэзи символизируют таких людей в романе, они капризны, избалованы. «Они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, предоставляя другим убирать за собой». Гэтсби погибает, испытывая чудовищное потрясение, поняв, кто такая Дэзи на самом деле, что за ее душой ничего нет. Она предает его, ведь он берет на себя преступление, совершенное ею, пусть и случайно. Он положил всю жизнь, чтоб ее добиться. И когда она должна была перейти к нему, как приз, она отказалась, осталась с мужем, с которым ее связывал счет в банке. Смерть Г. закономерна, т. к. не понятно, как он дальше смог бы жить.
Поначалу он пытался стать правильным американцем франклинского типа, верил в мечту и любовь. В названии заключены и ирония, и восхищение Гэтсби. «Гэтсби, казалось, воплощавшего собой все, что я искренне презирал и презираю. Если мерить личность ее умением себя проявлять, то в этом человеке было поистине нечто великолепное, какая‑то повышенная чувствительность ко всем посулам жизни, словно он был частью одного из тех сложных приборов, которые регистрируют подземные толчки где‑то за десятки тысяч миль. Эта способность к мгновенному отклику не имела ничего общего с дряблой впечатлительностью, пышно именуемой «артистическим темпераментом», — это был редкостный дар надежды, романтический запал, какого я ни в ком больше не встречал и, наверно, не встречу».
Внешне он смог реализовать Американскую мечту, но то, что он при этом чувствовал совершенно не соответствовало установкам.
Катастрофичность сознания человека 20-х гг. ХХ в. в творчестве Ф. С. Фицджеральда