Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщин от семейного рабства, ее раскрепощение. А в пьесе «Бесприданница» автор ставит похожий вопрос. И в той, и в другой пьесе обе героини не выносят лжи и притворства.
Сходство Катерины и Ларисы заключается в том, что обе женщины поэтически мечтательны. У Катерины в сознании не раз возникает образ птицы: «Отчего люди не летают?! отчего люди не летают так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица.
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Но Лариса еще и натура лирическая, талантливая и чувствительная. Судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме семьи Кабановых, любовь ее и тоска по воле. Катерина попадает в семью Кабановых, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки, она попадает в обстановку «темного царства». Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой.
Н. А. Добролюбов говорит о Катерине так: «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Ей нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться ее нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризным деспотизмом старой Кабанихи». Кабанова навязывала своим детям старые порядки и нравы.
Когда уезжал Тихон, Катерина в порыве нежности к мужу хочет обнять его, то Кабаниха крикнула; «Что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» По ее понятиям муж должен бить свою жену за каждое не верно сказанное слово. Судьбы Ларисы и Катерины были схожи в том, что в доме всегда присутствовали ложь и притворство. Вот как это было у Ларисы.
Ларисе приходилось улыбаться, любезничать, поддерживать разговоры с мужчинами, которые посещают их и платят за это деньги. Ларисе не нравится общество этих мужчин, но она это делает, потому что так велит маменька. Все, что происходит вокруг нее, она очень тонко чувствует. .юпоказать. Всего этого Ларисе не надо. Все, что она хотела, это остаться наедине со своими мечтами и мыслями.
Ларису всегда тянуло на природу, на волю: «Я сейчас все за Волгу смотрела; как там хорошо на той стороне!.. Меня так и манит за Волгу, в лес…» Лариса привыкла, что на нее смотрят как на очень дорогую вещь и за нее всегда решают ее же судьбу. Вот к примеру диалог Кнурова и Вожеватова: Кнуров.
Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль… Вожеватов. Что вы очень жалостливы стали? Кнуров. Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши?
Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. Вожеватов. И хорошего ювелира. Кнуров.
Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится. Из этого диалога можно сказать, что все мужчины смотрят на Ларису, как на предмет роскоши.
Даже Карандышев говорит это Ларисе: «Они смотрят на вас, как на женщину, как на человека, — человек располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Когда же Лариса начинает ощущать это и еще, что ее в очередной раз предал любимый человек, она говорит: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.
Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видала сочувствия, не слыхала теплого сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла…ее не на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Главная героиня решает закончить жизнь самоубийством, но что-то останавливает ее.
Это что-то — слабость ее характера в отличии от Катерины. Да и характер не мог быть сильным. В атмосфере, которую создала мать Ларисы, трудно было бы воспитать сильный, решительный характер. Умирая, Лариса говорит: «Живите, живите все!
Вам надо жить, а мне надо…умереть…». Эти слова означали, что перед смертью Лариса всех простила. Катерина же хотела своей смерти, ей опостылели стены дома Кабановых.
Ее сильный, решительный характер помог совершить самоубийство. Перед смертью Катерина тоже спрашивала сама себя: » Зачем мне жить?» Тихон бросаясь на труп жены, кричит: «Хорошо тебя, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эти слова были ключом к пьесе. Даже сам Дикой говорит, что «гроза им в наказание». В отличии от «Грозы» в «Бесприданнице» смерть Ларисы ни на кого не повлияла, никто не считал себя виноватым.
Только сама Лариса обвиняет себя же во всем, что произошло.
Катерина и Лариса: две женщины — одна судьба