Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза»
Драма А. Н. Островского, написанная в 1859 году, имела важное значение как для современников, так и для будущих поколений. В эти годы, за несколько лет до отмены крепостного права, люди — и дворяне, и крестьяне, и интеллигенция — понимали неизбежность перемен. Ощущение предстоящих реформ и наступления нового этапа в развитии общества сопровождалось умиранием старых, привычных порядков.
Вместе с тем у людей появлялись новые идеи, нередко выражавшиеся в открытом протесте. Такой протест продемонстрировала главная героиня пьесы «Гроза», покончив жизнь самоубийством. В произведении подняты три основные проблемы того времени: крепостное право, появление нового социального слоя общества — разночинной интеллигенции, и положение женщины в стране. Центральный женский образ — Катерина.
Нередко ее называют «жертвой темного царства». Выйдя замуж за Тихона, она обрекла себя на безрадостную жизнь в доме Кабанихи и Дикого, и даже чуть было затеплившаяся надежда найти счастье с Борисом потерпела неудачу… Каков же был характер этой девушки?
Что особенного в ее образе привлекало зрителей пьесы? На мой взгляд, главная черта Катерины — ее простота и душевность, присущая многим русским людям. Никому не желая зла, она мечтала о счастье и благополучии.
Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «Много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц — такова была жизнь героини до замужества. Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли.
Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой. Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить… Катерина говорит языком образным, певучим, очень близким к народу.
Скорее всего, на нее повлияли рассказы странниц, нищих, бродяг, которые путешествовали по стране, распространяя устное народное творчество. Из этих рассказов Катерина почерпнула и образные сравнения , народные обороты , и певучесть речи, и песни. Думая о Борисе, девушка восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!» В языке героини, кроме того, чувствуется еще и некоторая «книжность».
Но эти книжные слова взяты не из сентиментальных французских романов, популярных в то время, а опять-таки из речи странниц, рассказывающих «жития разные либо стихи». Жития — это описания жизни святых, а стихи — это, вероятно, духовные стихи, которые любили распевать нищие и слепые. Именно от них взялись в речи Катерины такие слова, как «храм», «рай», «ангелы», «грех».
Язык девушки красочнее и ярче, чем у других персонажей «Грозы». Натура мечтательная, впечатлительная, с характером «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала!
Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье.
К сожалению, только надежду… Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке. Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: «Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись».
Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе. Смерть оказалась предпочтительнее.
Поступок Катерины — доказательство ее духовной силы и смелости. Она не побоялась сделать вызов окружающему обществу. Она не побоялась бороться до последнего за любовь, в отличие от Бориса.
Образ Катерины очень близок и понятен народу. И тем контрастнее она выглядит на фоне самодуров города Калинина. Образ главной героини пьесы по праву принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и всей русской литературе.
Катерина как народный характер в произведении Островского «Гроза»