Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг
1. Кельты
· Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия — центр культуры. · Соц. строй — родовая община (нет гос-ти, «предшествующий» человек) · Религия — друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания (V-VII) · Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры · Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев · Наследие: Испания (Галисия), Бретань, Ирландия
· первобытный синкретизм (теория Веселовского)
2. Черты мифологического предания
— не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово
— это труд, познание мира и воздействие на него, ритуал
· искусство сакрально
— вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир
— процессом руководил вождь-друид
— сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит
· миф — оформление этого предания в слове
— миф так же секретен, как искусство
— миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится
— категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно
— прошлое, настоящее и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов. Инициация — встреча с прошлым, передача опыта; новое имя — полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир
— роль человека мала, главное — события, нет этических оценок
3. Ирландские саги:
Саги — прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т. к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные — с VII, не дошли. Дошли — с XII.
· героические саги (=ранние саги, VII) · уладский (=ольстерский) цикл
— название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии
— Центральная фигура — король Конхобар, главный герой — Кухулин: мифологический герой (рождение, превращения, магическая сила — рогатое копье кидает пальцами ноги из-под воды) и земной человек (благородный и мужественный). В нем воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.
— каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя («Похищение быка из Куальнге»)
· цикл о Финне — на юге Ирландии. Феннии — особое племя свободных воинов. · фантастические саги (цикл о мореплаваниях)
— тема — рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости
5. Особенности стиля:
· ясный, четкий · нарядный, украшенный множеством риторических фигур
6. Литературные особенности:
· эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник — эпическая дистанция (временная, пространственная), иначе — роман. · эпос существует вне конкретного времени и пространства · герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой · незаметная гиперболизация — бросал копье из-под воды · много батальных сцен
7. Словесные особенности:
· ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический · мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т. к. их внутренний смысл обычно меняется · аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче
Ирландский героический эпос III — VIII
· христианизация V не повлияла на кельтское общество · первоначально хранители преданий — старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды (жрецы-заклинатели) и певцы-рассказчики.
Певцы-рассказчики= барды (лирическая поэзия, с музыкой — хвалебные и позорящие песни) и филиды (советники князей и «мудрецы» и рассказчики эпических преданий)
· повести — «скелы» — саги (из Скандинавии) — проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам · первые записи — VII-VIII — монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе
Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг