Киево-Печерский патерик как памятник житийной литературы
Патерик (от гр. pater — отец) — название сборника жизнеописаний пустынников и монахов какого-то одного монастыря, края или определенной общины.
Общая характеристика сборника.
Среди книг житийной литературы виднейшим и любимейшим у читающей публики был «Киево-Печерский патерик». Его составили во второй половине ХI — первой половине ХII ст. Длительное время распространялся в рукописях.
Это сборник рассказов об учреждении Печерского монастыря и о его первых деятелях. Включает в себя сведения об анимистических представлениях тех времен (анимизм — донаучное, мистическое представление первоначальных людей, согласно которому каждая вещь имеет своего духа, душу; одухотворение сил и явлений природы), т. е. о представлении, когда своеобразно объединялись дохристианские языческие верования с христианскими, сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси. В его основу положено «Послание» бывшего Киево-Печерского монаха Симона, епископа Владимирского и суздальского (умер в 1226 г.), к монаху Печерского монастыря Поликарпу (с дополнением житий первых печерских монахов) и «Слово о создании церкви Печерской», а также «Послание» Поликарпа к архимандриту Акиндину и рассказ его о печерских монахах. Формирование сборника в основном завершилось в ХV ст. Существует несколько редакций «Патерика». Первое печатное издание его увидело мир в 1661 г. (инициатор — Иннокентий Гизель).
Тематика сборника.
— История Киево-Печерского монастыря (реальные и легендарные сюжеты).
— Рассказ о деятельности основателей Лавры — Антонии и Феодосии.
— Сведения из истории Киевской Руси, в частности Киева.
Идейное направление патерика: возвеличивание православной веры; оказание почестей нашим предкам, их патриотизму и миролюбивости; отражение высокого уровня русской культуры.
Композиция. Экспозиция: раздумья о назначении Бога, его влияния на людей; рассказ о жестокости Святополка и скромной жизни монаха Прохора.
Завязка: гуманность Прохора в голодные времена на Русской земле и доброжелательность в отношении к людям.
Кульминация: конфликт между иноком и торговцами, ограбление монаха по приказу князя.
Развязка: примирение Святополка с Прохором; погребение монаха князем в пещере.
Анимистические элементы в произведении:
— горькая лебеда (хлеб) — становится наслаждением;
— пепел — соль;
— покаяние Святополка — его победа в войне.
Киево-Печерский патерик как памятник житийной литературы