«Кинжал» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.
В 1827 г. стихотворение все-таки было издано, но скрывалось в другом произведении — в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России», изданных в Париже и Брюсселе. «Кинжал» был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его вольнолюбивые стихи наизусть.
Литературное направление и жанр
Период южной ссылки — этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией — одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение «Кинжал» — образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.
Первые 4 строфы — история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения, сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.
Следующие 5 строф — лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран — Юлий Цезарь , который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покоренную Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно.
В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря. Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.
Следующие две строфы посвящены убийству Марата, вождя якобинцев. В эпоху французской революции глава революционно-демократической партии якобинцев установил систему революционного террора. Для Пушкина, разделяющего идеи декабристов, любой террор был неприемлем. Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата.
За это ей отрубили голову: она стала «жертвой Аида».
Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнен, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодежи.
Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречен на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи — символ орудия, которое всегда найдет тирана.
В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждет его.
Тема стихотворения — возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.
Тропы и образы
Кинжал в стихотворении — символ возмездия, его орудие.
Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нем излюбленный троп классицистов — перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста — бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.
Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог — Гефест, Кесарь — Цезарь, палач уродливый, апостол гибели — Марат, дева Эвменида — Шарлотта Корде.
Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы , карающий кинжал, праздничные одежды, потаенные замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.
Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим , тайным стражем свободы и последним судией позора и обиды . Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов.
Оно называется немым , его удар нежданным .
Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.
В четвертой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.
Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под подчеркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.
История смерти Марата — настоящий хаос, описанный с помощью метафор и эпитетов . Множество убийств называются жертвами усталому Аиду . Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.
Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов и метафор .
Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания . Последний образ превращается в символ.
Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения — старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передает срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создает как будто случайное пятистишье вместо четверостиший .
По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.
Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрестная, в остальных — кольцевая, в пятой — сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.
«Кинжал» анализ стихотворения Пушкина