Классицизм
Классицизм
1) Литературно-художественное направление XVII — XVIII вв., сформировавшееся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классицизма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.
2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на Сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация.
Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.
Высокие жанры — трагедия, эпопея, ода.
Низкие жанры — комедия, сатира, басня.
Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришел в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.
Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».
3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма . Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом должны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга.
Теоретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные творческие правила :
Основной конфликт произведений — борьба между эгоистическим чувством и гражданскими долгом или между страстью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают. В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрицательные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта , т. е. характеры были однолинейны.
В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие и низкие . В высоких жанрах изображались выдающиеся события, героями были монархи, государственные деятели, полководцы.
В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.
В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сословий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты характера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Драматические произведения в эстетике классицизма подчинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе должно занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.
Во Франции ведущими писателями классицизма были драматурги П. Корнель и Ж. Расин , Мольер , Ж. Лафонтен .
В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский классицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась национальная специфика. Если западноевропейский классицизм обращался к античным сюжетам, то русские писатели брали материал из национальной истории. В русском классицизме отчетливо звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Представители классицизма в русской литературе — А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин.
Классицизм