Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма
Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историческую атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетичный вкус.
Оборудование: портреты Людовика ХIII и Людовика ХI, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников ХVII ст. с изображениями Версаля и представителей знати.
Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.
Ход урока.
I. ОБъявление Результатов Тематической Аттестации № 1.
АНализ типичных ошибок.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов-идеалистов. Но не все мыслители и художники конца XVI — начала XVII ст. тяготели к стилю барокко, т. е. концентрировали свое внимание на сложности, парадоксальности, неуверенности бытия. Вместе с тем с иррациональным барочным сознанием, которое утверждает, что «Жизнь — это сон», возникает принципиально новая — рациональная, которая сформировала другой подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попробуем выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.
III. РАбота над темой урока.
Учитель. Классицизм — это художественная система, которая властвовала не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII ст. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Целиком закономерными являются вопросы: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.
Сообщение учеников по опережающей задаче.
Ситуация во Франции в XVII ст.
В XVII ст. во Франции сложилась особая форма правления — абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку — королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломано сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.
Творцом французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика ХIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как Древний Рим эпохи Августа, Ришелье опекался искусством. Он основал Французскую академию, через которую влиял на творчество писателей. Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.
После смерти Ришелье (в 1642 году) и короля Людовика XIII (в 1643 году) дворянство попробовало отобрать власть у малолетнего короля Людовика ХI, которому к тому времени исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. В 1661 году двадцатилетний король приступил к правлению. Людовик ХI (1638-1715), которого называли «Король-Солнце», превратил Францию в мощнейшее государство Европы. Король-Солнце с политической целью использовал имидж открытого, жизнерадостного и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Тем не менее, на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывшем мятеже.
Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных — потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы старались подражать обычаям, модам, роскоши Парижа. В нововыстроенном Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика ХI был театр. Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло высочайшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.
Беседа с обобщением прослушанной информации
Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти).
Запись в тетради.
Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.
Абсолютизм — государственная власть принадлежит монарху.
Главные политические деятели Франции XVII ст.: кардинал Ришелье, Людовик ХI («Король-Солнце») — «Государство — это я!».
Причина возникновения классицизма — укрепление монархизма в государстве.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала ХIХ ст., для которого характерными являются гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Учитель. Из искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой ума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценилось, прежде всего, чувство. В этом и заключаются отличия в наследовании и возрождении античного искусства в разные времена. Классицисты считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно будет следовать им, у него выйдет совершенное художественное произведение. Кроме того, классицизм — стиль в искусстве, который требует соблюдения наиболее строгой дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Буало считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.
Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.
Критерии совершенного искусства — ум, логика, правила.
Правила классицизма:
1) Изображение героев положительных (образец для наследования) или отрицательных (моральный урок читателям).
2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).
3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, обязанность, храбрость, лицемерие, жадность и т. п.).
4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (ума) — ум побеждает.
5) литературные жанры делились на «высокие» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавый, торжественный язык), «средние» (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительный язык), «низкие» (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).
IV. Рефлексия.
1. Работа в парах.
Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение согласно правилам классицизма?». (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста — путь к совершенству и эстетичному совершенству).
2. «Микрофон».
Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (пришел в изумление, ощутил, представил)…».
V. ДОмашняя задача.
Найти в словарях и выписать в тетради значения таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.
Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма