Классный час. Этикет. Возникновение и история этикета
Учитель. Успех в жизни, удовлетворенность, уверенность в себе зависит от многих факторов. К ним, безусловно, можно отнести умение человека вести себя в обществе, т. е. знание этикета.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно.
Этикет — это искусство жить. Порой от нашего поведения, от нашего умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только наше благополучие, но и наша безопасность.
2 ученик. Этикет — Это нормы и правила поведения людей в обществе. В этом значении слово «этикет» впервые было употреблено в 17 веке на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV.
1 ученик. Гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как им надлежит себя вести. Но само существование порядка поведения людей имеет более древние корни.
2 ученик. Известно, что к началу I тысячелетия до н. э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые были записаны в трех трактатах.
1 ученик. Эти тексты регулировали всю человеческую жизнь до мелочей и представляли собой сборник пра-вил поведения, правил проведения обрядов.
2 ученик. Почему этикету придавалось такое значение?
1 ученик. Потому что правила эти воспринимались не как человеческие установления, а как отражение небесного порядка.
Учитель. Текст Ли-цзы учили в школах как эталон правильного поведения. Знание и неукоснительное исполнение правил поведения было обязательным для образованных верхов, обеспечивало успех в обществе и в карьере. Но некоторые правила соблюдались и простолюдинами, ибо считалось, что именно этим человек отличается от животных.
3 ученик. В Западной Европе правила этикета сформировались гораздо позднее, где-то к началу 12 в. н. э., но были не менее значимыми.
4 ученик. Появились правила, которые помогали не только четко отделить одно сословие от другого, но и скрасить суровую, жестокую жизнь.
3 ученик. Для современного человека многие из этих правил выглядят абсурдно. Но в Средневековье этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и часто заканчивалось трагически.
4 ученик. Так, бургундский герцог Иоанн Бесстрашный совершил однажды непозволительную ошибку: выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствует как дворянина, касаясь его руки. Лишь смерть палача избавила герцога от позора.
3 ученик. На торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI в 1380 г. спор о том, кто займет первое месть возле короля, чуть было не закончилось военными действиями.
4 ученик. Даже во время войны пренебрежение формальными правилами не допускалось. Средневековые военачальники могли из осажденного города послать за брадобреем, ради того, чтобы выглядеть достойно своему положению.
3 ученик. Но всякий этикет заканчивался, как только дело касалось отношений с теми, кого дворяне не почитали за равных.
Учитель. Только в эпоху Возрождения, когда пробудился интерес к личности человека, просвещенные люди стали признавать необходимость придерживаться определенных правил поведения при общении со всеми людьми, независимо от их происхождения.
5 ученик. В начале 14 века в Италии был издан первый сборник хороших манер. Это красиво и с душой написанное наставление учило образцовому стилю жизни, деликатности и такту. Считается, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность отличительным знаком образованности и воспитанности.
6 ученик. C 15 века придворный этикет в Европе все более и более усложняется. Пишутся тысяча пособий по этикету.
5 ученик. Чем выше ранг человека, тем больше правил, которым он обязан подчиняться. Появляется специальная должность — церемониймейстер (знаток этикета).
6 ученик. Особенно сложной система этикета была во Франции при Людовике IV. При нем жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета.
5 ученик. Например, во время королевской трапезы только королева и принцы имели право сидеть на стульях, членам королевской семьи и королевской фаворитке разрешалось сидеть на табуретках, все подданные должны были стоять.
Учитель. В 18 веке в странах Европы набирала силу буржуазия, которая тоже следовала своему этикету. Основное понятие буржуазного этикета — респектабельность. Основная задача мужчины — быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины — образцовой матерью и хозяйкой.
Особое значение в этот период приобретает понятие репутации. Потеря репутации грозила изгнанием из привычного круга общения.
7 ученик. В России до реформ Петра I, то есть до 18 века, основная масса населения жила в соответствии с тра-диционным укладом.
8 ученик. Вы, наверное, слышали о таком сборнике правил — Домострое, существовавшем еще в 16 веке?
7 ученик. В нем были прописаны правила содержания домашнего хозяйства, начиная от отправления православных церковных обрядов, и кончая указаниями ключнику «как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые…».
6 ученик. Очень важными считались правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»).
7 ученик. При встрече гостя обязательно учитывалось его происхождение и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу.
6 ученик. К более высокому шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим.
7 ученик. Петр I начал внедрять этикет по западному образцу, новшества вводились практически насильно.
6 ученик. Эта вынужденная смена образа жизни была принята не всеми. Основная масса населения, в первую очередь низшее сословие, отвергала европейские манеры.
7 ученик. Со временем западноевропейский этикет привился и смешался с исконно русским.
6 ученик. В том же 18 веке обязательное изучение этикета вводится в образовательную программу. В женских пансионах на уроках этикета девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение.
7 ученик. Как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д.
6 ученик. В 20 в. нравы стали проще. Но, тем не менее, любой воспитанный и уважающий себя человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого возраста, общественного положения, пола, а так же в зависимости от степени знакомства и родства.
7 ученик. К примеру, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить и так далее.
6 ученик. Этикет служит уже скорее не для того, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а чтобы отличить культурного человека от бескультурного, создать определенный имидж.
7 ученик. Особое значение соблюдения этикета приобретает в бизнесе или в дипломатии. Дипломатический этикет особо значим, и он подтвержден протоколом, что не удивительно. Дипломат представляет свою страну, поэтому формальности очень важны.
6 ученик. Например, пропущенные казалось бы формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.
7 ученик. Этикет существует также в других сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский этикет, этикет бизнеса, сетевой этикет и т. д.).
Учитель. Любой человек, желающий добиться успеха в жизни, который претендует на уважение в обществе, да просто хочет быть приятным в общении, обязан знать элементарные правила этикета. Об этих правилах мы с вами и будем говорить на следующих наших встречах. /
Классный час. Этикет. Возникновение и история этикета