Классный час. Конфликты, ссоры и примирения
Конфликты, ссоры и примирения
На видном месте плакат: «ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, КОЛИЧЕСТВО ДОБРА В МИРЕ ДОЛЖНО УВЕЛИЧИВАТЬСЯ.
Учитель. Позволительно ли взрослым людям «впадать в детство»?
Маленькие дети ссорятся:
— «А чего он!»
— «А он первый начал!»
Если понаблюдать за постоянно обижающимся ребенком, можно заметить, что он всегда лезет первым, а когда нарывается и получает в нос — плачет: «Чего он меня обижает!». Практически всегда впереди удара идет провокация.
У взрослых то же самое: в редком конфликте виновата только одна сторона.
При посадке в вагон:
2 ученик. — Ну куда ты прешь своими чемоданами по ногам?!
3 ученик. — А че ты здесь выпялился, проход загораживаешь!
2 ученик. — Где надо, там и стою! Тебя не спросил!
3 ученик. — Ну и хам!
2 ученик. — А сам-то…
1 ученик. Типичная ссора, демонстрирующая низкую культуру людей и недостаток в воспитании того и другого.
2 ученик. В любой ссоре каждая сторона видит себя правой. Я злюсь, потому что я незаслуженно пострадал, а он — виновен во всем.
1 ученик. Но если вы хотите считать себя честным человеком, будьте готовы признать свою вину, промахи, ошибки, несмотря на то, что это может быть весьма болезненно.
3 ученик. Пока вы считаете виновным только другого, он будет считать виновным только вас.
2 ученик. Признав же свои промахи и вину, вы побудите сделать то же самое и другую сторону.
Вас задели — чем вы ответите?
3 ученик. На грубость чаще всего отвечают растерянным молчанием, обидой, холодной напряженностью, гневом, ответными оскорблениями…
2 ученик. Бесспорно, ответная агрессия — дурной выход, в ответ вызывает лишь озлобление.
1 ученик. Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
3 ученик. Если вы вовремя не сдержались и конфликт уже начал развиваться, призовите на помощь миролюбие.
2 ученик. Которого, кстати, всегда не хватает. Подумайте: если бы теперь тот, другой, уступил и пошел бы на примирение, вы бы пошли ему навстречу?
1 ученик. Да. Но кто же сделает шаг примирения первым?
Как жить без ненависти. Психологическая задача.
5 ученик. Дружба Олега и Насти продолжалась больше года. У них были прекрасные отношения: вместе отдыхали за городом, ходили в театры, вместе готовились к поступлению в институт, вместе работали над мозаичным панно, мечтая принять участие в городской выставке прикладного искусства. Настя даже в тайне мечтала о возможной в будущем свадьбе.
4 ученик. И вдруг, ни с того ни с сего, Олег перестал звонить и всячески избегал встреч с Настей. А через пару недель Настя увидела его в компании миловидной девушки.
5 ученик. Через несколько дней они все же встретились:
4 ученик. — Привет, как дела?
5 ученик. — Нормально…
4 ученик. — Олег, ищи себе счастья с кем хочешь, но ты предал наше общее дело, и поэтому ты подлец.
5 ученик. Сказав ему это, она с облегчением ушла.
Учитель. Давайте обсудим ситуацию. Какие ошибки в поведении Насти и Олега вы увидели? Как бы повели себя вы в данной ситуации?
Обсуждение
Подобные ситуации случаются довольно часто и их трудно оценивать. Настя приняла хорошие отношения за любовь. Олег не нашел в себе мужества объясниться с Настей. Насте действительно тяжело. Она нуждается в эмоциональной поддержке. Больше всего ей хочется сейчас убедить и себя, и других, и самого Олега, что он настоящий подлец.
4 ученик. Ей было тяжело, и она его ударила словом. Ей стало легче.
5 ученик. А судьба Олега и его душевное самочувствие ее не волнует?
Учитель. С точки зрения нравственности, и с точки зрения житейского смысла Насте следовало бы поговорить с Олегом по-другому. Возможно, мог бы состояться такой разговор:
4 ученик. — Привет, Олег. Жаль, что мы с тобой совсем не видимся. У тебя с той девушкой что-то серьезное?
5 ученик. — Да.
4 ученик. — Она хорошая?
5 ученик. — Да.
4 ученик. — Я рада за тебя. Мне только жаль, что ты не нашел мужества сказать мне об этом. Но я хочу, чтобы мы остались друзьями. Ты знаешь, надо закончить панно, которое мы начали делать. Оно такое красивое!
5 ученик. Если она не станет ни наказывать его, ни мстить ему — это будет хуже?
Учитель. Не будьте мстительны. Если человек сделал дурно вам, это не значит, что вам надо навредить ему в ответ. Человек, плохой для вас, вовсе не обязательно плохой для других. И что бы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться. Конфликты, ссоры и примирения/
Классный час. Конфликты, ссоры и примирения