Классный час на тему Доброта
Учитель. Я сейчас попрошу вас выполнить простое задание. Но вы должны выполнить его с закрытыми глазами. Итак, закройте глаза и поднимите руки те, кто никогда ни над кем не смеялся и никогда никого не обижал.
Ученики выполняют задание. Учитель сообщает, сколько рук было поднято.
Учитель. Большинство взрослых людей, если постараются и будут откровенными, вспомнят, что они в детском и подростковом возрасте не всегда были чуткими и доброжелательными к тем, кто не был похож на своих сверстников. А иногда даже были и жестокими.
1 участник. Доброте приходится учиться. Это необходимо не только для тех, к кому должна быть направлена доброта, но и для тех, от кого она должна исходить.
2 участник. Достаточно красноречиво об этом поется в одной хорошей песне. Там есть такие слова:
3 участник.
Мы живем в мире равнодушья,
В нежеланье ближнего понять.
Ждем, что кто-то руку нам предложит,
А не то чтоб самому подать.
4 участник.
Жизнь — она всегда сплошные траты,
По земле идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
2 участник. Не повинен ли каждый из нас в том, что мир вокруг нас становится все более черствым, равнодушным?
1 участник. Мы переживаем, когда обижают нас, но часто ли нас волнуют чувства других?
3 участник. Мы порой ради потехи и развлечения можем обидеть, оскорбить человека неосторожным словом, неудачной шуткой, даже не заметив этого.
4 участник. Мы уже забыли о своей потехе, а человек продолжает мучиться, обрастает комплексами.
Учитель. Один учитель математики с сожалением вспоминал такой случай из своей жизни: «Подростки бывают очень жестоки. Когда мне было десять лет, в наш класс пришел новичок. Кажется его звали Андрей. Передние зубы у него были крупные и слегка выпирали вперед. Из-за этого он был похож на зверька. Я тут же придумал ему кличку. «Эй, Суслик, — сказал я, — ты из какой норы вылез?» Все дружно засмеялись, новенький засмеялся тоже. Я был доволен своей, как мне казалось, удачной шуткой. Моим друзьям это тоже показалось ужасно смешным. Они все стали смеяться и называть его Сусликом. Казалось, что Андрей спокойно отнесся к этой шутке, он даже хихикнул пару раз вместе со всеми. Но потом вдруг подбородок у него затрясся, он вскочил и выбежал со слезами из класса. Больше я его не видел. Только позже я понял, как плохо поступил, как на самом деле было обидно Андрею. Возможно, та особенность в его внешности, которую мы так запросто высмеяли, не давала ему покоя, и родители всячески пытались успокоить и приободрить его. Но мнение и реакция сверстников бывают для подростков более значимы. Я поступил ужасно. До сих пор, когда я вспоминаю тот случай, мне становится стыдно за свою черствость и равнодушие к переживаниям другого человека. Но тогда я даже не подозревал, что глубоко раню самолюбие Андрея. Я не подозревал, что другим людям точно так же бывает обидно, когда над ними смеются, как и мне самому. Мне казалось, что только мне одному не нравится, когда надо мной смеются. Потом я думал о том, что наделал, и мне очень хотелось, чтобы этого злого поступка не было. Мне необходимо было научиться уважать и защищать чувства других».
1 участник. Знайте, что другие чувствуют то же самое, что и вы. У них к горлу подкатывает точно такой же ком, ко-гда над ними смеются, и они тоже плачут, когда бывают одни. Не заставляйте их чувствовать себя еще хуже, когда им и без того плохо.
2 участник. Особенно если человек имеет физические изъяны или непривлекательную внешность. Ему и без того плохо, он прекрасно знает о своих недостатках, он и так переживает. Не давайте ему лишних поводов себя плохо чувствовать. У него и без того хватает проблем.
3 участник. Одна из самых опасных забав у подростков — давать друг другу обидные прозвища. Чтобы высмеять, под-черкнуть недостаток, который жертва больше всего хотела бы скрыть.
4 участник. Этот недостаток может быть вообще выдуманным, преувеличенным, «дутым». А человек страдает, замыкается, «комплексует».
Учитель. Карина — здоровая, симпатичная девочка двенадцати лет. У нее стройная фигура, сообразительная голова, крепкая семья. У нее не так уж много проблем. У нее есть все, чтобы чувствовать себя вполне счастливой. Но Карина не может похвалиться густыми пышными волосами. Да тут еще как-то постригли ее неудачно. Беда, конечно, не велика. Как говорится, волосы не зубы — отрастут. Но группа девочек-одноклассниц, которые никогда не упускали возможности над кем-нибудь посмеяться, тут же воспользовались таким удобным случаем и подняли Карину на смех: «Кто это тебя так пообщипал, ну вылитая гусыня!» Некоторые из одноклассников посчитали шутку удачной, они весело смеются, но Карина воспринимает все очень серьезно. К ней приклеивается прозвище: «Гусыня». Она начинает переживать из-за своей внешности, ей кажется, что все смеются у нее за спиной, она сутулится, втягивает голову в плечи, старается спрятаться за спинами одноклассников. Дома она часто стоит перед зеркалом и придирчиво рассматривает себя. Все больше и больше недостатков она находит в себе. В результате Карина может стать подавленным человеком, потерявшим интерес к жизни. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью, она будет заниматься самоуничижением.
1 участник. Зачастую насмешки приобретают особенно изощренный характер и становятся намеренно жестокими. Такие насмешки могут сыграть злую шутку.
2 участник. Кого-то травля со стороны сверстников ожесточает на всю жизнь, а кого-то приводит к мысли о самоубийстве. Хотелось бы вам всю жизнь нести груз вины за сломанную судьбу или даже гибель осмеянного вами человека?
3 участник. Давайте будем внимательными и чуткими друг ко другу. Чаще представляйте себя на месте других, и прежде чем что-то сказать или что-то сделать, подумайте: «А как бы я себя чувствовал, если бы со мной так поступили?»
4 участник. Людей издавна волновала проблема добра и зла. А ведь добро это попросту отсутствие зла. Попробуйте жить так, чтобы никому не причинять зла, и вы увидите, что ваша жизнь наполнится добром. Ведь закон бытия неизменен: что человек дает, то и получает. Рано или поздно проявленные добро или зло вернуться к человеку.
Учитель. Поступайте с людьми так, как вы хотите, что-бы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно. Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе. Игра-упражнение «Я тебя знаю».
Все участники встречи берутся за руки. Каждый участник, по очереди, начиная с ведущего (учителя), поворачивается к соседу справа, называет его по имени и прибавляет к нему слово, которое отражает положительную черту его характера или выражает добрые чувства говорящего. Слово должно начинаться с первой буквы имени. Например: Николай — надежный, Лена — ласковая, Валентин — взаимопонимание.
Классный час на тему Доброта