Классный час. Телефонный этикет
Телефонный этикет
Учитель. Мы продолжаем постигать тонкости этикета. Внимательно посмотрите, а вернее прослушайте, небольшие инсценировки.
Раздается телефонный звонок, девушка берет трубку.
1 ученик. — Алло, привет, это ты?… Ой, а позовите Лену… Тогда передайте ей, чтобы она перезвонила!
Молодой человек набирает номер и говорит по телефону.
2 ученик. — А Виталика можно? О, салют, до тебя не дозвонишься… А-а-а, так это че, начальник твой трубку взял? Слушай я тут готовлюсь к зачету по физике. Ниче не пойму. Объясни мне силу магнитного взаимодействия токов… А-а-а, так бы и сказал. Тогда вечером позвоню.
Учитель. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о правилах, связанных с разговорами по телефону. Какие ошибки допустили герои сценок?
Предполагаемые ответы участников: девушка не уточнила, с кем разговаривает, не извинилась, не поздоровалась, разговаривала в приказном тоне, не попрощалась; молодой человек так же не поздоровался, он бесцеремонно оторвал друга от работы, не поинтересовавшись, свободен ли он на данный момент, не извинился, не спросил разрешения перезвонить домой, не попрощался.
Учитель. Да, существуют правила этикета, которые необходимо соблюдать при разговоре по телефону. Вот основные из них.
3 ученик. Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности.
4 ученик. Не звоните по телефону утром до 9 часов или вечером после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут).
3 ученик. Пусть ваше «алло» будет произнесено таким тоном, чтобы было ясно: вы рады разговору.
4 ученик. Не забывайте здороваться по телефону, и лишь затем обращайтесь с просьбой.
3 ученик. Никогда в начале разговора не спрашивать: «Кто говорит?»
4 ученик. Звонивший, не застав нужного ему человека, обязан назвать себя, а уж потом просить передать какое-нибудь сообщение.
3 ученик. На телефонный звонок (особенно на работе) отвечайте сразу.
4 ученик. Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
1 ученик. Личные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, поинтересуйтесь сначала, есть ли возможность говорить.
2 ученик. Не стоит звонить без крайней надобности на работу. А если все-таки в этом возникла необходимость, говорите коротко.
1 ученик. Если тот, кто позвонил, ошибся номером, отвечайте вежливо. Если вы вторично попали не по адресу, извинитесь и уточните номер телефона.
2 ученик. Если вам в гостях необходимо позвонить, не забудьте спросить разрешения.
1 ученик. Если на 5-6-й сигнал вам не отвечают, вешайте трубку.
2 ученик. Нередко мы ошибаемся при наборе номера, поэтому нелишне будет перед началом разговора уточнить, туда ли вы попали.
1 ученик. В разговоре по телефону не забывайте употреблять три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи — «извините», «пожалуйста» и «спасибо.
2 ученик. Постарайтесь по интонации определить настроение собеседника, чтобы вести разговор в соответствующем тоне. Например, шутки будут неуместны, если человек плохо себя чувствует или он чем-то расстроен.
1 ученик. Не обременяйте своих друзей или родственников по телефону своими неприятностями, жалобами на болезнь, рассказами об огорчениях, которые доставили вам близкие или друзья, не обсуждайте в течение часа оче-редную покупку и т. д.
2 ученик. Разговор по телефону должен по возможности быть кратким, спокойным и вежливым.
1 ученик. Даже если вы чем-то обижены и очень разгневаны, воздержитесь, пожалуйста, от криков и угроз по телефону. Постарайтесь вести себя тактично и вежливо.
Учитель. Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вы разделитесь на четыре группы, и для каждой будет предложена для обсуждения своя ситуация.
Для того чтобы разделить класс на группы, раздайте учащимся небольшие карточки. На обратной стороне карточки изображен один из четырех символов (например: цветок, звезда, дерево, солнце). Учащиеся расходятся по группам в соответствии с выбранными ими символами. Учитель выдает каждой группе конверт с заданием. На обсуждение ситуаций дается 10 минут. Затем каждая группа зачитывает свое задание и предлагает свое решение (в инсценировке диалога), которое выносится на общее обсуждение.
По просьбе классного руководителя вы звоните другу, чтобы напомнить ему о предстоящем походе в музей. Вам нужно сообщить ему, что сбор назначен у школы в 15:00. Трубку взяла его мама, друга не оказалось дома. Как вы будете разговаривать?
Вам позвонила подруга и хочет сообщить что-то интересное. По ее интонации вы понимаете, что это надолго. Но вы в это время собираетесь угостить чаем свою тетю, которая зашла к вам на часок в гости. Как вы поступите?
Вы позвонили другу домой, но вам ответил незнакомый голос. Как вы поступите?
Учитель. Мы настолько привыкли к общению по телефону, что представить жизнь современного человека без него невозможно. Но важно не только уметь пользоваться телефоном, но и учиться культуре телефонного общения. Надеюсь, что вы запомните те несложные правила, о которых мы говорили сегодня. Поделитесь, полезен ли был наш сегодняшний разговор для вас, что нового вы узнали?
Обмен мнениями, впечатлениями. Телефонный этикет/
Классный час. Телефонный этикет