Классный час. Взаимоотношения. Философия свободного человека
Взаимоотношения
Учитель. Почему одни люди живут среди людей легко и ровно, не напрягая других и не дергая себя, а другие страдают, мучаются и, что печальнее, устраивают то же самое окружающим.
1 ученик. На качество жизни влияют, прежде всего, взгляды на взаимоотношения между людьми, которые берутся за основу.
2 ученик. Выработав правильное представление о жизни, мы избежим многих проблем, конфликтов и не будем создавать проблемы и конфликты для окружающих.
1 ученик. Всякий человек свободен.
2 ученик. Никто не является собственностью кого бы то ни было: ни родителей, ни близких, ни любимых.
1 ученик. Мы пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы отвечать чьим-то ожиданиям.
2 ученик. Впрочем, и другие живут в мире вовсе не для того, чтобы соответствовать нашим ожиданиям.
1 ученик. Никто не может быть и не должен становиться моей собственностью — ни родители, ни близкие, ни любимые.
Кто кому что должен.
4 ученик. Вы знакомы с людьми, которые были бы обязаны заботиться о ваших интересах?
3 ученик. Даже родители заботятся о нас, потому что любят.
4 ученик. Мне никто ничего не должен. Поэтому, если кто-то мне что-то сделал или сказал хорошее (хотя бы попытался это сделать), я ему благодарен. Не сделал — я не буду на него в обиде.
3 ученик. Я не люблю огорчать людей, мне нравится помогать им. Мне приятна благодарность, но я никогда на нее не рассчитываю и тем более ее не требую.
Учитель. Как только вы сделаете это своими принципами, вам и с вами станет жить гораздо приятнее и легче. Обижаться будет не на кого, но и подводить вас станут меньше.
4 ученик. Мне никто ничего не должен — я никому ничего не должен — я свободный человек. Но я психически здоровый человек, поэтому мне приятно совершать добрые дела, и я стараюсь их делать. А если я что-то кому-то не смог или не захотел сделать, я не буду винить себя.
3 ученик. Обвинять и мучить себя так же негуманно, как мучить и обвинять других.
4 ученик (читает на плакате). «Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришел сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их» (Фредерик Перлз).
Большие проблемы, как во взаимоотношениях, так и вообще в жизни создает чувство вины.
6 ученик. Переживание вины и угрызения совести, как правило, считаются неотъемлемыми качествами морально зрелого человека.
5 ученик. При этом они терзают души порядочных людей, отмечая ударом каждое падение и каждый мелкий промах.
6 ученик. Причем чем человек порядочнее, тем больнее «угрызает» его совесть и терзает вина.
Если я не виноват — то кто? Размышления о виноватых.
Если вы твердо решили стать цивилизованным человеком и уже научились воздерживаться от бранных слов, выясняете отношения не с помощью кулаков, а нормальным разговором, следующим трудным шагом к овладению нравственностью (к формированию целостной личности) будет умение просить прощение и прощать.
5 ученик. Прощать нелегко. Прощать по-настоящему, не на словах.
6 ученик. Прощение — это освобождение своей души от обид, зла и ненависти к другому. Но…
5 ученик. Прежде чем кого-то простить, надо сначала обвинить.
6 ученик. Обвинение — это обида, зло и ненависть. Стоит ли ими загрязнять душу?
5 ученик. Если мы никого не будем обвинять, то в нашей жизни не будет виновных, и нам некого будет прощать.
6 ученик. Естественно, обиды иногда могут появиться. Но стоит ли их пускать в глубину души? А на поверхности они дольше нескольких минут не проживут.
5 ученик. Люди, окружающие нас, часто бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны и неблагодарны.
6 ученик. Пусть вас это не удивляет, не возмущает и не расстраивает. Принимайте это как реальность нашего несовершенного мира.
5 ученик. Тем более каждый из нас является частичкой этого мира. И каждый из нас так же порой можем быть эгоистичным, агрессивным, глупым, невоспитанным, нечестным и неблагодарным.
6 ученик. Возмущаясь и пытаясь исправить друг друга, мы все равно ничего не добьемся, кроме как большего напряжения и отчуждения. Есть только один путь — исправлять себя и терпимо относиться к другим.
1 ученик. Пусть плохих людей для нас не будет.
2 ученик. Плохих людей нет так же, как нет плохой погоды. Хотя не всякая погода нас устраивает для каких-то конкретных дел.
1 ученик. В холодный день глупый человек будет обвинять и ругать погоду, а разумный человек оденется потеплее, или посетует, что не был сам предусмотрительнее.
2 ученик. Будем любить этот мир таким, каков он есть. Давайте научимся жить в таких обстоятельствах, которые складываются, среди таких людей, какие окружают.
1 ученик. Но если есть возможность оказаться подальше от человека, который приносит больше неприятностей и вреда, чем радости и пользы, используйте эту возможность.
2 ученик. Если есть выбор, всегда предпочтительнее выбирать более комфортную среду, в том числе и человеческую.
1 ученик. Если есть вероятность, что машина обольет вас грязью, разумнее будет перейти на другую сторону улицы, чем потом махать ей вслед кулаками и сыпать ругательствами.
2 ученик. Что бы мы ни делали, добра в мире должно становиться больше.
1 ученик. Лучше не ответить ничем, чем ответить грубостью.
2 ученик. Можно активно и жестко защищать себя, как и любого другого человека, но при этом ни при каких обстоятельствах не унижайтесь до мести.
1 ученик. А если ваш личный враг делает хорошее дело — помогите ему.
2 ученик. Помните: что бы мы ни делали, добра в мире должно становиться больше.
Учитель. Отношение к себе, к людям, к миру — очень сложные вопросы. Сегодня вы познакомились с одно точкой зрения на некоторые проблемы жития, которая представляется вполне разумной и логичной.
Принципы жизни, которые выберете вы, во многом будет определять качество вашего существования. Взаимоотношения/
Классный час. Взаимоотношения. Философия свободного человека