«Княгиня Литовская» незавершенный роман Лермонтова в прозе
«Княгиня Литовская» (1836) — незавершенный роман в прозе. В нем впервые появляется Григорий Александрович Печорин, которого не следует отождествлять с Печориным из последнего лермонтовского романа. Это две различные ступени в развитии единого замысла.
В «Княгине Литовской» социально-детерминированное изображение персонажей становится определяющим художественным принципом. Вобравший в себя немало автобиографического, роман насыщается большим художественно обобщенным жизненным содержанием. Молодой писатель идет по горячим следам современности. Действие происходит в Петербурге, в годы, совпадающие с созданием романа. Роман отличается сложной композицией, разветвленной сюжетной структурой. Отчетливо выделяются три сюжетные линии, объединяемые образом главного героя: Печорин и Лизавета Николавна Негурова, перед которой герой разыгрывает роль влюбленного; Печорин и Вера Литовская с их давним и глубоким взаимным чувством, на пути которого и замужество героини, и свет, и взаимное непонимание; и, наконец, Печорин и Станислав Красинский, молодой чиновник из обедневшего дворянского рода. За счет последнего сюжетного ответвления Лермонтов расширяет социальные рамки повествования. Кроме светской жизни, наполненной блеском и роскошью гостиных, будуаров, театральных представлений, изысканных обедов и бесед, в поле авторского зрения входит жизнь мелких чиновников, обитателей непарадного Петербурга. В романе перемежаются приметы и приемы светской повести и повести о бедном чиновнике, социально-психологического романа и очерковых описаний, Насыщенный событиями и коллизиями, роман Лермонтова, будь он завершен, явился бы новым словом и в развитии психологизма.
В «Княгине Литовской» Лермонтов вплотную приблизился к открытию феномена, названного впоследствии Толстым «текучестью» человеческого характера, которая обнаруживается прежде всего в психологизированном портрете главных героев романа. Противоречивость психики главных героев получает мотивированное реалистическое объяснение как результат взаимодействия характеров и конкретно-исторической социальной среды. Тем не менее и «Княгиня Литовская» не была завершена, возможно, из-за недостаточно полного раскрытия в романе психологии главного героя изнутри. Его сложнейшая психика не поддавалась чисто объективному, «стороннему» показу. Овладев принципами и приемами объективно-реалистического изображения, Лермонтов, не исчерпав возможностей романтизма, настойчиво ищет пути их самостоятельного развития и взаимообогащающего единения. Эти тенденции отчетливо проявятся в последнем периоде его творческого пути.
«Княгиня Литовская» незавершенный роман Лермонтова в прозе