• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Когда персонажи становятся декабристами

 

Когда персонажи становятся декабристами

Прочитала две умные, серьезные статьи о «Горе от ума» и порадовалась: и А. Машевский, и С. Штильман вызвали уважение самостоятельностью, глубиной рассмотрения давно известной и кем только не объясненной комедии. Более всего — глубиной объяснения психологии, чего всегда недоставало при общении со сложными героями, а это важно и для обучения, и для воспитания.

И — расстроилась… Потому что, всегда стремясь к современному прочтению классики, радуясь детскому интересу, когда он и впрямь пробуждается , боюсь нечто Потерять. И вот, мне кажется, Потеряны исторический подход и… автор! То есть фамилия Грибоедова, конечно, звучит, например, в статье Штильмана дважды в начале и один раз в конце, но зачем?

Авторская точка зрения пишущего мало интересует, а то, что Чацкий «немножко повыше прочих», попросту опровергается.

Повторяя слово «ум» по отношению к каждому из героев , не теряем ли мы различие между «здравым смыслом посредственности» и высокими помыслами самого Грибоедова? Конечно, мы всегда подчеркивали «смышленость» Молчалина, рассказывали об интерпретации образа Товстоноговым… Но где же оценка героя?

Думаю, что и «беспривязность» монологов Чацкого в статьях гиперболизирована. Появление монологов так хорошо мотивируется контекстом, что обычно при медленном чтении мои ученики сами объясняют, Что бы они ответили на замечания Пушкина об отсутствии ума у Чацкого. Но не думала я, что придется возражать опытным критикам, «теряющим» точку зрения драматурга и тем самым опровергающим другое мнение А. С. Пушкина — о безусловном уме Грибоедова…

Не хочется Спорить с авторами действительно хороших статей. Но назовем это вступлением в Диалог : не согласились бы они дополнить собственные размышления о правоте Фамусова и Молчалина сведениями о позициях лучших читателей предыдущих эпох? Нет сомнений, что обоим авторам статей эти мнения известны, и оба они хотели — так мне кажется — Дополнить уже имеющиеся точки зрения. Это проявляется в начале первой из статей: подчеркнуто, что конфликт здесь трагический, романтический.

Но вот беда: уже не только сегодняшние Дети, но и некоторые молодые учителя не до конца понимают «ужас социальности». То есть проблемы общения, психологической совместимости, толерантности, если хотите, обсуждаются. А вот главное, что десятки лет чуть не единственное обсуждалось, — социальные противоречия вообще ушли как из сознания современного юного читателя, так и из списка тем экзаменационных сочинений . Не кажется ли уважаемым коллегам это Противоположным опасным перекосом?

Как можно изъять книгу из истории литературы? Странно читать об «оплошном» управлении имением и не видеть пушкинскую трактовку этого явления: ведь «оплошно» распоряжается своими крестьянами и Онегин — с точки зрения «умных» соседей, — а потому он «фармазон» и «опаснейший чудак»…

Я вовсе не хотела бы вернуть на уроки литературы вульгарную социологизацию середины ХХ века. Но нельзя же потерять мысль Герцена о типе декабриста в русской литературе, исследования Ю. М. Лотмана о поведении декабристов в повседневной жизни… Тем более что именно они — чуть ли не единственные как романтические, так и трагические герои в России нового времени… А наши ученики — не скажу все, но большинство — на глазах теряют — или вовсе не обретают — знание родной истории.

И литература теряет опору.

Статьи привлекательны настоящей работой с текстом. И Мне можно бы сделать замечание, что предлагаю ориентироваться на внетекстовые сведения. Но у меня сейчас нет возможности включить в это письмо анализ. Думаю, что для обоих уважаемых авторов он очевиден.

Просто приглашаю редакцию вернуться к характеристике особенностей жанра и конфликта пьесы в их сложном, Неоднозначном объеме, как это видно сегодняшнему подготовленному читателю.

И последнее. Восхищение помещика Шеншина Фамусовым не удивляет, но ничего подобного не найдем мы у А. Фета — истинного поэта. А вот Молчалина современным школьникам хорошо бы не только понять, но и оценить, и лучше бы в духе высокого ума лучших современников Грибоедова.

Не случайно стало трудно объяснить многим старшеклассникам разницу между приспособлением и приспособленчеством. Жаль, что молчалинство им понятно лучше всего. Ведь оно — страшнее.

Потому что любой перелом эпох вызывает «тень Чацкого», а побеждают Молчалины.

От редакции. В письме нашей читательницы, где высказана достаточно уязвимая точка зрения на комедию «Горе от ума» и образ Чацкого, тем не менее нас привлекла действительно злободневно звучащая проблема — как представить ученикам на уроках соотношение социального и общечеловеческого в художественных произведениях, как изучать литературу сегодня — без пренебрежения к историко-литературным обстоятельствам творчества, но и без абсолютизации формальных начал, без превращения произведения в текст. Полагаем, что и у многих наших читателей есть свои интересные суждения по этим проблемам, свой опыт их разрешения в педагогической практике.

С другой стороны, есть они и у нас: недаром мы напечатали статьи А. Машевского и С. Штильмана, в которых речь действительно не идет о каком-то особом историческом подходе Грибоедова к изображенным им событиям.

Попробуем проделать такой эксперимент: возьмем трагедии Эсхила, комедии Аристофана или, допустим, лирику Овидия. Скажут ли нам эти произведения о социальной злободневности своего времени? Вряд ли. Они скажут о сильных и слабых сторонах человеческой натуры, о тех свойствах человека, которые вечно требуют своего подтверждения или, наоборот, опровержения.

Поэтому оба автора, на наш взгляд, вовсе не изымают книгу из истории Литературы. Она остается именно в этой истории, а не в той, которая связана с социальностью, с общественными процессами времени. Та история тоже изучается в школе, но не на уроках литературы.



Когда персонажи становятся декабристами

Другие сочинения по теме:

  1. Отношения А. С. Пушкина с декабристами в период южной ссылки Пушкин тяжело переживал свое первое изгнание. В эпилоге к «Руслану и Людмиле», написанном уже в ссылке, есть строки, полные грусти...
  2. Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы. Основной конфликт пьесы — столкновение умного, передового человека,...
  3. Когда Николенька говорит правду и когда он обманывает? Понятия и вещи и люди у Толстого теряют свою однозначность и цельность. В одном из русских журналов 30-х годов писалось:...
  4. Персонажи в комедии «Горе от ума» «Горе от ума» — это одно из самых злободневных произведений в русской литературе, это блестящий пример тесной связи литературы с...
  5. Внесценические и эпизодические персонажи и их роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия, в которой перед нами предстала жизнь Москвы 10-20-х годов XIX века. Используя...
  6. Эссе. «Личностью не рождаются, личностью становятся» А. Н. Леонтьев Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности ....
  7. Персонажи «Горячего сердца» Островского Обаяние героев «Горячего сердца», даже отрицательных, рождается из того, что они, по воле автора, наделены, помимо хитрости и жестокости, великим,...
  8. Второстепенные персонажи в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» На уроках литературы мы читали и анализировали Комедию А. П. Чехова Вишневый сад. Показывая быть дворянской усадьбы, автор знакомит нас...
  9. «Личностью не родятся, личностью становятся» Леонтьев В современном мире процессы глобализации оказывают огромное влияние на каждого человека. Но из глобализации вытекает другой, не менее важный...
  10. Жуковскому («Когда, к мечтательному миру…»;) Эти стихи Пушкин сопровождал в журнальной публикации подзаголовком: «По прочтении изданных им книжек: «Для немногих». Книжки эти содержали образцы немецкой...
  11. Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Персонажи «Бесприданницы» — представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые...
  12. В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? «Горе от ума» — произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества — проблему столкновения двух миров:...
  13. Персонажи пьесы Недоросль Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» показала положительные черты характера, которыми необходимо обладать каждому сознательному гражданину государства. Таким характером в написанной...
  14. Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?» Автор: Свинобоева Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №7 » с. Мироново, Артемовского района, Свердловской области Данный...
  15. Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Достоевского » Братья Карамазовы » , помещик, отец Дмитрия, Ивана, Алеши Карамазовых и незаконнорожденного сына Смердякова. Фамилия...
  16. Персонажи научно-фантастического романа «Солярис» Своеобразие мышления их авторов, уникальность научной и философской идей, особенности стиля, органика созданных в них миров — эти качества способны...
  17. Персонажи романа Л. Н. Толстого «Воскресение» Роман «Воскресение», над которым писатель работал с перерывами десять лет, является крупнейшим произведением «позднего» Толстого. Как и в предшествующих своих...
  18. Второстепенные персонажи пьесы Шекспира «Ричард II» Даже персонажи, которые в отличие от главных антагонистов мало влияют на развитие сюжета, получают в пьесе о Ричарде II четкие...
  19. Сочинение на тему Когда мой папа учился в школе Когда мы гуляем по парку, мой папа очень любит рассказывать мне истории о своих школьных годах. Ему очень нравилось ходить...
  20. Персонажи обрамления «Декамерона» Джованни Боккаччо «Декамерон» — сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг. Персонажи обрамления «Декамерона» — трое молодых людей и семь дам,...
« Школьные учебные предметы — Academic Subjects
Вправи для розвитку креативності »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения