Колорит исторической эпохи в романе П. Кулиша «Черный совет»
В романе «Черный совет» Пантелеймон Кулиш на реалистических и романтических основах изображает исторические события 1663 г. на Украине, характерные для тогдашней эпохи особое напряжение общественных страстей. Писатель создает широкую панораму украинской действительности XVII ст., выводит характерные фигуры из разных общественных прослоек того времени. Передать колорит исторической эпохи ему помогает изображение ее реквизита, реальных расположений духа людей, конкретных социально-психологических деталей. Следует сказать, что это первый исторический роман в украинской литературе. Материал к нему автор черпал из казацких летописей, работ историков и фольклорных источников.
Композиция романа напоминает построение исторически-приключенческих произведений Вальтера Скотта: историческая эпоха и исторические фигуры — это только фон, на котором развивается романный сюжет, основанный на любовном треугольнике и вымышленных главных героях произведения. Вместе с тем автору повезло дать ряд художественно правдивых исторических эпизодов, создать немало реалистических массовых сцен, отобразить классовые расположения духа некоторых представителей верхушки и отдельных низовых социальных груп. «Чернь» и «черную массу» показаны лишь как стихийная сила, способная только к разрушению. Конфликт, сюжетные ситуации, система образов-персонажей отбивают реальную расстановку и взаимодействие тогдашних общественных сил. Исторически правдивым изображается гетман Брюховецкий — с его авантюризмом, властолюбием, хитрой демагогией, которые помогают ему захватить гетманскую булаву, жестоко расправившись со вторым претендентом на гетманскую власть — Сомком — и другими политическими противниками.
Сомко — личность на самом деле сложная и противоречивая — в романном образе идеализируется. Со стороны писателя это попытка подать образец идеального, по его мнению, гетмана. Определенной идеализацией обозначены образы полковника Шрама и его сына Петра, частично — Череваня. Кулишу импонируют аристократическая натура Сомка, религиозная патриархальность Шрама. Противоположными чертами наделенный автором запорожский казак Кирилл Тур. Он смелый, благородный, хорошо знает военное дело и вместе с тем разгильдяй, запросто поднимает сечевые обычаи и традиции, в частности похитив невесту Сомка Лесю. Антиподом Кириллу Туру выступает в романе реестровый казак Петр Шраменко, у которого нет ни одной отрицательной черты характера. Таким образом автор реализовал субъективную противоречивую оценку казачества: учитывая строгий кодекс Запорожской Сечи, который не разрешал бракосочетаний, он не воспринимал козаков запорожских и поддерживал идею казачества реестрового, которое жило хуторами и мало чем отличалось от земледельцев.
Автор Сталкивает в романе и другие социальные группы — мещан, крестьян, казаков. Ставит их перед единой проблемой — проблемой порабощения Украины — и старается объединить украинцев, что ему, конечно, не удается. Вообще, реализуя замысел — создать социальный роман на историческом материале, — Кулиш выдвигает в произведении характерную для себя утопическую идею мира между разными социальными положениями в пределах украинской наций.
Колорит исторической эпохи в романе П. Кулиша «Черный совет»