• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия

 

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день.

Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть к застойной, косной жизни, уважение к передовому уму, любовь к русскому народу. Грибоедов реалистически показал московское дворянское общество первой четверти XIX века и высмеял его пороки в «низшем», по классицистическим канонам, жанре — комедии. На протяжении всего произведения мы видим борьбу и противостояние двух «веков» русского общества: «века нынешнего» и «века минувшего».

Представителем «века минувшего» в комедии является управляющий в казенном доме Павел Афанасьевич Фамусов, а также его окружение. Ему противостоит Александр Андреевич Чацкий, передовой дворянин своего времени. Представители двух эпох русской жизни по-разному относятся к службе.

Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма: классицисты считали необходимой службу государству в лице просвещенного монарха, а передовая дворянская молодежь ставила на первое место служение Отечеству в широком понимании этого слова. В монологе Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Павел Афанасьевич ясно дает понять, что главное для него — быть «век при дворе». Он с восхищением рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не как другой, и пил и ел иначе», но «когда же надо было подслужиться, и он сгибался вперегиб». Чацкому не понять восторга Фамусова, для которого «что дело, что не дело», обычай его таков — «подписано, так с плеч долой».

У Чацкого же совсем другое отношение к службе и своим гражданским обязанностям: Когда в делах — я от веселья прячусь, Когда дурачиться — дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа. Из слов Молчалина, молодого человека, секретаря Фамусова, живущего в его доме, мы узнаем, что Чацкий имел с министрами связь в Петербурге, «потом разрыв». Вероятно, причиной разрыва оказался принцип Чацкого «служить делу, а не лицам».

На совет Фамусова «пойти послужить» герой отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Таким образом, Грибоедов с помощью своего героя высмеивает чинопочитание, преклонение перед вышестоящими, желание любыми путями добиться чинов, наград и почестей. Так, Фамусов заискивает перед Скалозубом, который «знаков тьму отличья нахватал» и не «нынче, завтра генерал». Полковник Скалозуб, типичный аракчеевский служака, мечтает о генеральском чине, который даст ему возможность безбедно существовать: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…

Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы. Молчалин предлагает Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные — все ей друзья и все родные». Сам Молчалин видит возможность получить повышение по службе, если зависеть от других. Этот милый, учтивый, вежливый человек играет с Софьей Павловной, дочерью Фамусова, злую шутку, представляясь влюбленным, но делает это только ради возможности скорейшего продвижения по службе и ради денег своего покровителя: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.

Таким образом, Грибоедов обличает тех, кто подчиняется законам «века минувшего», в котором «тот славился, чья пуще гнулась шея». В обществе Фамусова процветает низкопоклонство, кумовство, протекция. Воспитанный и выросший в доме Фамусова, Чацкий вспоминает, как его «для замыслов каких-то непонятных детей возили на поклон». Для Фамусова это же является нормой. Получив приглашение на похороны Кузьмы Петровича, «почтенного камергера», московский барин вспоминает о нем с нескрываемым восхищением: С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно вспоминают.

В своей комедии Грибоедов обличает и такой порок российской действительности, как крепостное право. В фамусовском обществе считается естественным распоряжаться судьбами других людей. В пример можно привести старуху Хлестову, которая от скуки взяла с собой к Фамусову «арапку-девку да собачку». Грибоедов с помощью своего резонера Чацкого обличает жестоких крепостников, любителей искусства, у которых «актеры тощи», сами же они толсты, а за долги «Зефиры и Амуры» часто все распродаются поодиночке.

Герой рассказывает и о «Несторе негодяев знатных», окруженном толпою слуг, которые усердствовали в «часы вина и драки» хозяина и не раз спасали ему и честь, и жизнь; впоследствии же хозяин выменял их на «борзые три собаки». В доме Фамусова особое отношение к книгам: ей «сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится…», — заявляет Фамусов. Все зло, невежество, беспорядок, которые царят в обществе, Павел Афанасьевич относит на счет книг: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы и сжечь».

Главной бедой «века нынешнего» в окружении Фамусова считают образованность, являющуюся причиной вольномыслия и вольнодумства. Скалозуб негодует по поводу того, что его двоюродный брат, которому «чин следовал», вдруг оставил службу, «в деревне заперся и книги стал читать…» Княгиня Тугоуховская рассказывает историю о Петербургском Педагогическом институте, в котором «упражняются в расколах и безверьи профессоры». Именно у этих профессоров учился ее родня — князь Федор, который «чинов не хочет знать», а вышел «хоть сейчас в аптеку, в подмастерье».

В третьем действии комедии Софья бросает фразу о сумасшествии Чацкого. Эта новость молниеносно подхватывается гостями и разносится со сказочной быстротой. Главную причину безумия Чацкого представители фамусовского общества видят в его свободомыслии и вольнодумстве: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Грибоедов, рисуя праздное времяпрепровождение московских бар, их закоснелость, преданность традициям и привычкам, боязнь всего нового, противопоставляет им образованного Чацкого с его «высокими стремлениями души». Но герой не одинок.

Он в своих монологах выступает от имени всего поколения, употребляя местоимение «мы». Таким образом, Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» обличает общественные пороки московского барства первой четверти XIX века: крепостное право, чинопочитание, протекцию и кумовство, преклонение перед иностранцами, боязнь всего нового. Перед нами в лицах предстала вся русская жизнь, а персонажи комедии превратились в нарицательные имена.

Борьба же передового разума с косным обществом, воплощенная в образе Чацкого, — это извечная проблема. Заслуга Грибоедова в том, что он в своей комедии сумел поставить вопросы, актуальные как для русской жизни определенной эпохи, так и общечеловеческие.



Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как политическая комедия

Другие сочинения по теме:

  1. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» как социально-политическая драма Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич...
  2. «Горе от ума» А. С. Грибоедова как комедия нового типа Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала в русской литературе принципиально новой пьесой, отступившей от классицистических законов и построенной...
  3. Черты реализма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» По содержанию «Горе от ума» строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ...
  4. Пьеса Грибоедова «Горе от ума» — комедия или трагедия? Художественное совершенство пьесы стало понятным лишь со временем. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкому отнесся критически....
  5. Лермонтов и комедия Грибоедова «Горе от ума» 27 ноября 1831 года в московском Большом театре шла впервые полностью комедия «Горе от ума». Фамусова играл Щепкин, Чацкого —...
  6. Комедия Грибоедова «Горе отума» — знаковое произведение в истории русской литературе Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы...
  7. Нет ли парадокса или неувязки в названии комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» изобразил картину жизни барской Москвы, показал пороки людей, их взгляды, отношение к...
  8. Как отразился в комедии Грибоедова «Горе от ума» исторический конфликт эпох? В комедии «Горе от ума» Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской...
  9. Своеобразие конфликта в «Горе от ума» А. С. Грибоедова Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт...
  10. Смысл названия комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Прочитав комедию А. Грибоедова «Горе от ума», мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт —...
  11. Какую роль в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие . В этой сцене все...
  12. Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии «Горе от ума»...
  13. Защитники «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Россия первой трети XIX века. (Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, разгром Наполеона — исторический рубеж между «веком нынешним» и...
  14. Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Грибоедов — человек одной книги, — заметил В. Ф. Ходасевич. — Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел...
  15. Проблема ума в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» проблема ума является одной из ключевых. Об этом, собственно, свидетельствует название. Поэтому...
  16. Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии...
  17. Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов...
  18. Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и...
  19. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни...
  20. Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии «Горе от ума»! В первом варианте...
« Путь Раскольникова от сострадания обездоленным к идее «крови по совести»
Краткое содержание повести «Поединок» А. И. Куприна »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения