Комическое в финальной сцене «Скупого рыцаря»
«Скупого рыцаря» Пушкин назвал трагикомедией. Поэтому тут нет веселости, пет того, что называют комизмом, что вызывает смех в прямом смысле слова. Известно, что смех — как свойство комического — по своим причинам, эмоциональной окраске и нравственной обусловленности многообразен. Комическое — это всегда несоответствие, алогизм поведения человека. Как писал Чернышевский, именно «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение», дает нам ясное представление о характере несоответствия, из которого рождается смех.
Комическое в финальной сцене «Скупого рыцаря» обусловлено позорной страстью Барона. По законам несоответствия комическое в данном случае вскрывает ничтожество и бессилие того, кто выдает себя за всемогущего «демона», жаждущего «править миром». Комическое «Скупого рыцаря» — это историей выверенная концепция мира: Пушкин не верит в благодетельность для человечества буржуазного строя и провозглашенной им свободы, не считает его идеалом и неизбежным путем для всего человечества.
Комическое для Пушкина — оружие дискредитации идеалов наступающего царства «чистогана». Страшное (а извращенная натура Барона чудовищна) Пушкин делает ничтожным, внутренне бессильным при внешнем всемогуществе и потому смешным. Смешным потому, что поругание Бароном всех святых чувств вызвано низменными желаниями, потому что нелепа, бесчеловечна драма отца и ростовщика, ненавидящего сына и совершающего предательство потому только, что капитал Барона должен после его смерти перейти к сыну. Откровенно комедиен вызов отцом на дуэль своего сына за то, что тот справедливо уличил его во лжи и предательстве. «Смешное,- говорил Щедрин, — это всего страшнее».
Заслуживает внимания и тот факт, что именно после создания «Скупого рыцаря» Пушкина будет интересовать проблема появления и функционирования «денежного» человека в разных странах. Со слов Гоголя нам известно, что «мысль» «Ревизора» и «сюжет» «Мертвых душ» подарены ему Пушкиным. Факт этот в чисто биографическом плане упоминается в жизнеописаниях Гоголя и Пушкина.
Но дело не в иллюстрации творческой щедрости Пушкина, а в самом существе переданных им сюжетов. Отданное Пушкиным было его художественным открытием и потому является моментом его творческой биографии. Он извлек из современной жизни фигуру русского приобретателя, обнаружил призрачность тайного замысла составить капитал.
Гоголь свидетельствует, что в основу «Мертвых душ» он положил «смешной проэкт» «денежного» человека, о котором ему рассказал Пушкин. Замысел приобрести капитал путем скупки мертвых душ, с последующим их закладом в банк, как живых, — для Пушкина «смешной проект». Таким же «смешным проектом» был замысел Барона установить господство над миром при помощи своих богатств.
Смешное всегда выявляет уродства жизни. Народ защищает себя от угнетателей, выставляя их жизнь, их идеалы, их поведение в смешном виде. Не случайно в ту же болдинскую осень, за месяц до создания драматических сцен, Пушкин написал «Сказку о попе и о работнике его Балде». Корыстный «поп — толоконный лоб», конечно, не ростовщик Барон, ему далеко до него. Но их объединяет одно — жажда наживы, скупость. Ничтожная жизнь попа смешна — такова точка зрения народа. И ее выражает нравственно здоровый, никогда не унывающий, всегда деятельный, веселый работник Балда. Народность Пушкина в эту пору получила свое новое художественное воплощение.
Комическое в финальной сцене «Скупого рыцаря»