Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания
Педагогический совет по теме. «Коммуникативная культура учителя как условие
Личностно-ориентированного обучения и воспитания» Цель: определить степень сформированности коммуникативных навыков у педагогов гимназии и оценить уровень коммуникативной культуры учителей в системе взаимодействия с учащимися.
Задачи:
— познакомить педагогов с понятиями «коммуникативной культуры учителя», «коммуникативной компетентности учителя»;
— используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков у членов педагогического коллектива;
— разработать «модель коммуникативной компетентности учителя» и «модель коммуникативной компетентности ученика»;
— использовать в собственной практике полученный теоретический и практический материал.
Категория участников: педагогический коллектив гимназии.
Форма проведения: методический семинар.
Продолжительность педагогического совета: 1 час .
Методы работы:
— метод работы в группах;
— метод проекта;
— метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
— принцип активности;
— принцип партнерского общения;
— принцип концентрации присутствия;
— принцип обратной связи.
Используемый материал:
— чистые листы ватмана;
— маркеры или фломастеры;
— раздаточный материал с диагностической методикой.
Структура педагогического совета:
1. Организационный момент ;
2. Теоретическая часть ;
3. Практическая часть ;
4. Практическая часть ;
5. Подведение итогов , рефлексия.
6. Ритуал прощания.
Ход педагогического совета.
I. Деление участников на группы.
Время проведения: 3 минуты.
Деление участников педагогического советана шесть групп .
II. Ритуал приветствия.
Время проведения: 2 минуты.
III. Теоретическая часть.
Время проведения: 12минут.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение — это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек — человек» , и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.
Общение — основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса.
Общение является важным условием социализации личности.
Педагогическое общение — это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией , познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными , так и невербальными средствами.
Речевое общение — это общение посредством слова. А. С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 — 20 интонационными оттенками.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и пере-живания педагога невербальные средства . Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли — важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Данная перцептивная функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.
Механизмом познания и понимания воспитанников является Педагогическая эмпатия. Она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми, т. е. если у него развита рефлексия.
Учитель, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий воспитанников, может успешно строить педагогическое общение, корректировать его, управлять им.
Важной функцией общения является организация совместной деятельности. Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя.
Урок — это, прежде всего, общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.
Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогическо-го общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, — от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности.
Знание научных основ общения является базисом искусства общения. Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у учителя комплекса умений: умения управлять своим поведением, чувствами; умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека; умения устанавливать вербальный и невербальный контакт с учащимися.
Все перечисленное выше определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является основой педагогической культуры. Коммуникативная культура педагога — это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Только позитивный характер личностного взаимодействия приводит к
Личностному росту педагога и воспитанников. Учителю необходиморазвивать свои коммуникативныеумения, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но и через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.
Коммуникативная деятельность педагога является одним из главных средств обучения и воспитания. Коммуникативная компетентность педагога обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие и в конечном итоге — систему отношений. Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность включает в себя совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Коммуникативная компетентность учителя определяется минимум тремясоставляющими:
— когнитивной ;
— операциональной
— позиционно-ценностной .
IV. Практическая часть.
Время проведения: 10 минут.
Участникам предлагается индивидуально поработать с диагностической методикой ГОКК с целью определения степени развития собственной коммуникативной компе-тентности через рассмотрение совокупности коммуникативных навыков.
Методика ГОКК
Коммуникативные качества учителя
Разбаловка:
5 баллов — всегда
4 балла — часто
3 балла — ситуативно
2 балла — очень редко
1 балл — никогда
0 баллов — не могу оценить.
БЛАНК 1
1. Хорошо понимает настроение учеников
2. Внимателен к ученику и его проблемам
3. Проявляет любовь и уважение к детям
4. Внимателен к настроению учащихся на уроке
5. Учитывает эмоциональное состояние ученика на уроке
6. Готов эмоционально откликнуться на проблемы ребенка
7. Сочувствует ученику при его неудачах
8. Демонстрирует уважение к личности ученика
Общая сумма баллов
БЛАНК 2
1. Интересуется и принимает во внимание мнение учеников
2. Умеет сдерживаться, даже когда ученики неправы
3. Может публично признать свои ошибки
4. Принимает во внимание интересы и склонности ребят
5. Учитывает свои прежние ошибки
6. В трудных ситуациях проявляет спокойствие и выдержку
7. Стремится получать от учащихся обратную связь
8. Критически относится к своим поступкам, действиям
Общая сумма баллов
БЛАНК 3
1. Говорит о своих трудностях и переживаниях ученикам
2. Легко устанавливает контакт с большинством учеников
3. Проявляет готовность к обсуждению с учениками различных вопросов
4. Стремится к установлению доверительных отношений с учащимися
5. Интересуется личными проблемами учеников
6. Проявляет интерес к собеседнику и его информации
7. Проявляет открытость в общении
8. Стремится поддерживать многочисленные контакты с разными учащимися
Общая сумма баллов
БЛАНК 4
1. Не демонстрирует своего превосходства над учащимися
2. Признает за учеником право на собственную точку зрения
3. Проявляет демократический стиль общения
4. Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения
5. Владеет разными способами организации урока
6. Признает равенство позиций учителя и ученика
7. Умеет анализировать общественные события и процессы
8. Творчески, неординарно относится к своей педагогической деятельности
Общая сумма баллов
БЛАНК 5
1. Привлекает к себе высокой эрудицией
2. Охотно поддерживает инициативу ребят
3. Проявляет расположенность к собеседнику
4. Умеет разрешить конфликтную ситуацию
5. Вдохновляет других на творческую дея-тельность
6. Побуждает учащихся к дискуссии, к активности в беседе
7. Умеет слушать и слышать другого
8. Проявляет искренний интерес к учащимся
Общая сумма баллов
БЛАНК 6
1. Располагает к себе манерой поведения
2. Проявляет вежливость
3. Располагает к себе внешним видом
4. Тактично обращается к ученикам на уроках и вне их
5. Вызывает уважение окружающих
6. Интересен в беседе
7. Имеет широкий круг интересов и увлечений
8. Проявляет доброжелательность
Общая сумма баллов
БЛАНК 7
1. Умеет создать на уроке благоприятный психологический настрой
2. Справедлив и внимателен по отношению ко всем учащимся
3. Рационально организует собственное время и деятельность
4. Не допускает брани в адрес учеников
5. Проявляет в работе творческую активность
6. Заражает ребят интересом к какому-либо делу
7. Может аргументированно убедить ребят в необходимости какого-либо дела, поступка
8. Является для большинства ребят референтным человеком
Общая сумма баллов
БЛАНК 8
1. Умеет найти к ученику индивидуальный подход
2. Умеет вызывать на уроке интерес к изучаемому материалу, ко всему предмету
3. Часто подбадривает учеников в затруднительных ситуациях
4. Умеет объединить ребят вокруг общей идеи, задачи, цели
5. Называет учеников чаще всего по именам
6. Умеет снять напряжение и усталость на уроке
7. Поощряет высказывание учащимися собственной точки зрения на проблему
8. Вовлекает ребят в работу на уроке
Общая сумма баллов
БЛАНК 9
1. Демонстрирует хорошее знание предмета
2. Излагает материал ясно и доступно
3. Умеет поддержать разговор на разные темы
4. При изложении материала побуждает ребят к размышлению над ним
5. Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу
6. Отстаивает свою точку зрения без раздражения и вспыльчивости
7. Аргументированно и убедительно говорит
8. Обладает культурой речи
Общая сумма баллов
Интерпретация полученных данных:
От 4 баллов до 16 баллов — невыраженность рассматриваемого параметра;
От 17 баллов до 24 баллов — слабая выраженность обследуемого параметра;
От 25 баллов до 32 баллов — стабильное проявление рассматриваемого параметра;
От 33 баллов до 40 баллов — яркая выраженность, преобладание данного параметра.
По завершению работы учителя знакомятся с предложенной интерпретацией и самостоятельно анализируют полученные показатели.
V. Работа в группах.
Время проведения: 30 минут.
Для эффективной организации работы в группах существует ряд универсальных правил.
1. Правило тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы.
2. Правило активности.
3. Правило вежливости.
4. Правило уважения и принятие чужого мнения.
Далее участникам педагогического совета предлагается поработать в группах. В течение 15 минут на листах ватмана участники трех групп разрабатывают модель коммуникативной компетентности педагога гимназии , а участники других трехгрупп разрабатываютмодель коммуникативной компетентности ученика гимназии. По истечении времени участникам групп предлагается поочередно презентовать коллективные работы. Первыми выступают участники одной из трех групп, аргументируя свой проект. Участники двух других групп лишь дополняют «полученную модель».новой информацией.
Анализируя две представленные модели , педагогами делается вывод о культуре гимназического общения, учитываются проблемные моменты и намечаются пути развития и поддержания коммуникативных навыков.
VI. Рефлексия, ритуал прощания.
Время проведения: 3 минуты.
Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания