Композиция рассказа «Антоновские яблоки»
Наиболее емко и совершенно философские размышления И. А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей патриархальной России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе «Антоновские яблоки», который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается и заканчивается нетрадиционно. Образуется своеобразное «кольцо» — интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным.
Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нем воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нем отражена история государства Российского.
Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель.
В начале первой главы описан удивительный сад, «большой, весь золотой, подсохший и поредевший». И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей — все это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот — символ Родины, и включает он в свое пространство и Выселки, которые «…еще со времен дедушки славились богатством», и стариков и старух, которые «жили… очень подолгу», и большой камень около крыльца, который хозяйка «сама купила себе на могилу», и «овины и риги, крытые вприческу». И все это живет вместе с природой единой жизнью, все это неотделимо от нее, поэтому таким чудным и далеким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда.
Он — символ нового времени, новой жизни, которая «все громче и сердитее» проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в «темно-синюю глубину» неба, «переполненную созвездиями», и думает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.
Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: «Ядреная антоновка — к веселому году», с добрых предзнаменований, с описания урожайного года — осени, которая была порой престольных праздников, когда народ «прибран, доволен», когда «вид деревни совсем не тот, что в другую пору». Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены еще дедами. Все вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ.
Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвертой главы о том, что «запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы», говорит, что все меняется, все уходит в прошлое, что начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». И далее автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение еще и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов.
Так, описывая во второй главе раннее Утро, герой вспоминает: «…распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом…» Видит он, как «сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной»; замечает он и «свежие, пышно-зеленые озими».
Не менее богата и разнообразна и Звуковая гамма : слышится, «как осторожно поскрипывает… длинный обоз по большой дороге», раздается «гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок», звучат голоса людей. В конце рассказа все настойчивее слышится «приятный шум молотьбы», и «однообразный крик и свист погонщика» сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все «с грустной, безнадежной удалью».
Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на Организацию пространства. С первых строк создается впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба — это отдельный мир, который живет своей особой жизнью, но в то же время этот мир — часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд… И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа.
Поэтому так необычно в самом начале звучит слово «вспоминается». В нем светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.
Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро — день — вечер — ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И все-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: «съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях». И в памяти потом остается только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: «А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля».
И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонек, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним — ноябрь, за осенью — зима.
И завершается повествование словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством.
Широки мои ворота растворял, Белым снегом путь-дорогу заметал…
Почему Бунин именно так заканчивает свое произведение? Дело в том, что автор вполне трезво сознавал, что «белым снегом» заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы.
И Бунин пытался увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдет Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.
Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остается Образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки — это богатство . Антоновские яблоки — это счастье .
И наконец, антоновские яблоки — это вся Россия с ее «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дегтя в свежем воздухе» и с твердым сознанием того, «как хорошо жить на свете». И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе «Антоновские яблоки» отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, ее настоящее и будущее.
Композиция рассказа «Антоновские яблоки»