• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Композиция романа Джеймса Джойса «Улисс»

 

Композиция романа Джеймса Джойса «Улисс»

Магистральная для «Улисса» тема «отцовства» развивается за счет варьирования, с одной стороны, таких мотивов, как внимание Блума к многодетным семьям Дедалусов и Пьюрфой, сочувствие сироте Дигнему, неожиданное проявление им отцовских чувств к ребенку миссис Пьюрфой и к Стивену Дедалусу, как видение его мертвого сына Руди и видение его собственного отца, с другой стороны, таких, как разглагольствования Стивена о тени отца Гамлета и рано умершем сыне Шекспира Гамнете , о художнике как боге-отце, еретические рассуждения об отношении бога-отца и бога-сына и т. п.

Видение мертвого отца Блума ведет за собой тему «блудного сына», упоминания Авраама и Исаака и т. д. Пародийно тема отцовства выступает в советах директора школы молодому преподавателю Стивену и в отношениях Стивена с учениками в школе. Примером навязчивого лейтмотива в «Улиссе» является цветок: это имя — героя в разных вариантах , на которое намекает засушенный цветок в письме Марты, это и ласковое наименование его жены . Особое значение имеет упоминание лотоса, чьи лепестки в миниатюре напоминают цветок в целом ; Блум в бане ассоциируется с индийским демиургом, плавающим на лотосе; «лотофаги» ассоциируются с наркотическим действием цветка, с представлением о нирване.

В «Волшебной горе» также используются лейтмотивы, особенно связанные с темами болезни и смерти, а также любовных влечений героя. Определенные лейтмотивы помогают внутренне отождествить детскую любовь Ганса к юноше Хиппе и его страсть к Клавдии Шоша . Лейтмотивы играют существенную роль и у Пруста, и у других романистов XX в. как новый способ преодоления фрагментарности, хаотичности жизненного материала. Обращение к вагнеровским принципам знаменательно во всех отношениях.

Выше уже упоминалась его особо изощренная техника лейтмотивов, ставших «сквозными темами» в сочетании с психологизмом и мифологической символикой. Существенно и то, что к использованию музыкальной техники сознательно стремились и Джойс и Т. Манн. В этом смысле характерна попытка Джойса в одной из глав «Улисса» имитировать словесными средствами музыкальную форму, а также и общее стремление этих авторов использовать в композиции романов технику контрапункта.

И Джойс и Т. Манн в известной мере разделяют культ музыки, восходящий к немецким романтикам и Шопенгауэру и поддержанный философией и поэзией конца века. Музыкальная структура представляет художественную структуру в наиболее «чистом» виде, поскольку музыкальное произведение дает возможности для интерпретации самого широкого и разнообразного материала, особенно психологического. Вопреки грандиозным утопическим планам Вагнера синтезировать литературу и музыку музыкальная структура неспецифична для литературы, особенно для романа. Музыкальными средствами нельзя полностью компенсировать потери в области внутренней организации материала в романе.

Как это ни парадоксально , подражание более свободным музыкальным принципам организации «содержания» открывает путь для использования символического языка мифа. Могут вызвать спор, но заслуживают внимания мысли К. Леви-Стросса, высказанные им в вводной главе к первому тому «Мифологичных», о близости структуры музыкальной и мифологической, о принципиальных различиях мифа и романа и о естественности анализа мифов средствами музыки у Вагнера.

И обращение к мифу действительно становится важнейшим дополнительным средством внутренней организации сюжета в «Улиссе» и в «Волшебной горе». Наглядно это проявляется в заглавии, но первоначально и заголовки всех эпизодов романа Джойса представляли собой реминисценции из гомеровской «Одиссеи»: «Телемак», «Нестор», «Протей», «Калипсо», «Лотофаги», «Симплегады», «Сирены», «Циклоп»,. «Навзикая», «Быки Гелиоса», «Цирцея», «Эвмей», «Итака», «Пенелопа». Высказывания самого Джойса и явные намеки в тексте показывают, что Одиссей — это Блум, Пенелопа — его жена Молли, Телемак — Стивен Дедалус, Антиной — приятель Стивена, циничный студент-медик Маллиган, узурпировавший ключи от помещения в башне, снятого на деньги Стивена, и пустивший туда англичанина — и тем самым «завоевателя» — Гейнса.

Уход Стивена из башни как бы соответствует уходу Телемака на поиски отца. Старая молочница-ирландка, несомненно персонифицирующая многострадальную родину Джойса и в этом смысле соотнесенная и с образом матери Стивена, сопоставляется одновременно с Афиной или даже с Ментором. Директор школы Дизи, поучающий Стивена, заменяет Нестора. Аналогичным образом Бойлен, любовник Молли, — это Эвримах, молоденькая девушка на пляже-: Навзикая, ирландский националист, оскорбляющий Блума и метафорически «ослепленный» солнцем, из-за чего он не может попасть в него коробкой печенья,- это циклоп Полифем .

Девушки, поющие в баре,- сирены; в соответствующем эпизоде есть упоминание о затыкании ушей — реминисценция известного места в «Одиссее».

Содержательница публичного дома сопоставляется с Цирцеей, а бестиализация, «раскованность» героев в ее заведении — с колдовским превращением спутников Одиссея Цирцеей в свиней; свиньи неоднократно упоминаются в этом эпизоде. Издатель газеты сопоставляется с Эолом , посещение кладбища и похороны Дигнема — с нисхождением Одиссея в Гадес, внутренняя и внешняя угроза городской сутолоки — со сталкивающимися скалами, споры в библиотеке — коллизия между крайностями «метафизики» и «быта» — с проходом между Сциллой и Харибдой. Картины еды, жирной пищи корреспондируют с представлением, что город проглотил и переваривает Блума.

Этот каннибалистический мотив объясняет, почему глава названа «Лестригоны».

Бросается в глаза, что все эти корреспонденции весьма условны и легко могут быть истолкованы как пародийная травестия гомеровского эпоса и мифа.

Действительно, как иначе может быть отождествлена суетливая беготня по городу скромного дельца и сборщика объявлений, которому жена наставляет рога, с фантастическим» морскими странствиями древнегреческого героя? Блум, скорее, может быть воспринят как своего рода антигерой.

Так же пародийно звучит сближение развратной Молли с верной Пенелопой, Стивена, добровольно порвавшего с семьей,- с преданным роду Телемаком, содержательницы дома терпимости — с Цирцеей, трактирного оратора — с Полифемом, тупого резонера Дизи — с Нестором. Сама заведомая произвольность, искусственность гомеровских «корреспонденции» как бы подчеркивает пародийность. Этому служит и выпирание бытовых сцен из жизни современного города, подчеркнутая прозаичность и комическая сторона в мышлении самого Блума.

Кроме того, мифологические реминисценции, гомеровские и иные, очень часто и чисто стилистически даны в пародийной «дискредитирующей» манере, с нарочитой грубостью и в сопоставлении с «грязными» деталями современного быта и физиологии.



Композиция романа Джеймса Джойса «Улисс»

Другие сочинения по теме:

  1. Роман Джеймса Джойса «Улисс» как энциклопедия модернизма Художественные поиски ирландского романиста Джеймса Джойса (1882-1941) и модернистское мироощущение 10-20-х гг. «Джойс — величайший обновитель искусства, и сегодняшними достижениями...
  2. Значение символов в романе Джойса «Улисс» Многочисленные символические мотивы в «Улиссе» являются модификациями традиционных символов мифологии первобытной и христианской или даже взяты из алхимической традиции ....
  3. Повествовательная техника Дж. Джойса в романе «Улисс» «Улисс» — второй (и наиболее известный) роман ирландского писателя Джеймса Джойса. Роман создавался на протяжении 7 лет; публиковался частями в...
  4. «Поток сознания» и анализ психологии человека в творчестве Джеймса Джойса Рассказ Джеймса Джойса написан в реалистической манере, пронизан скепсисом, горькой и печальной иронией. Они удостоверили блестящее мастерство Джойса-стилиста, богатство оттенков...
  5. Психологическое эссе Джеймса Джойса «Джакомо Джойс», его автобиографический характер Цель: помочь ученикам осознать эстетично-художественные особенности произведения; развивать навыки восприятия модернистских произведений, умение наблюдать за художественным полотном, анализировать его, высказывать...
  6. Герой романа Дж. Джойса «Портрет художника в юности» Автор наделяет своего героя автобиографическими чертами и, используя материал собственной жизни, описывает годы его учения в иезуитских колледжах Клонгоуз Вуд...
  7. «Улісс» Джойса — найгіркіше затвердження гидоти міщанської моралі Коли Джойс приступив до роботи над «Уліссом», його світогляд вже остаточно склалося. Виявилися в ньому ті протиріччя, які лише намічалися...
  8. Центральний персонаж роману Дж. Джойса «Улісс» Бик Малліган центральний персонаж роману Дж. Джойса «Улісс» . Б. М. — Це антагоніст Стівена Дедала. Вони разом живуть у...
  9. Жизнь и творческая судьба Джейнса Джойса Детские года будущего писателя. Родился 2 февраля 1882 г. в г. Дублине в многодетной семье налогового инспектора. Жизнь семьи Джойсов...
  10. Краткое содержание «Улисса» Джойса Роман повествует об одном дне шестнадцатого июня 1904 г. из жизни дублинского еврея тридцати восьми лет Леопольда Блума и двадцатидвухлетнего...
  11. Краткое содержание романа Джеймса «Женский портрет» Мистер Тачит и его сын Ральф живут в своей усадьбе Гарденкорт милях в сорока от Лондона. Миссис Тачит много путешествует...
  12. Введение. Литература первой половины ХХ ст. творчество Г. Ибсена, Ф. Кафки, Дж. Джойса Цель: углубить и обобщить знание учеников об изученных произведениях и их авторах; с целью контроля и коррекции проверить знания и...
  13. Изображение взаимоотношений в эссе Дж. Джойса «Джаконо Джойс» Эпиграф: Разве можно понять что-нибудь в любви… Булат Окуджава. Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения отмечены...
  14. Противоречия исторических взглядах в творчестве Джойса и Томаса Манна Представлению Джойса о бессмысленности истории противостоит манновская концепция ее глубокого смысла, раскрывающегося по мере развития культуры. Эта концепция художественно реализована...
  15. Изображение любовных взаимоотношений в эссе Дж. Джойса «Джаконо Джойс» «Разве можно понять что-нибудь в любви…». Булат Окуджава. Джеймс Джойс был одним из основателей европейского модернизма. Его произведения отмечены смелым...
  16. «Портрет художника в юности» Джойса в кратком изложении Стивен Дедал вспоминает, как в детстве отец рассказывал ему сказку про мальчика Бу-бу и корову Му-му, как мама играла ему...
  17. Композиция романа «Кто виноват?» Очень оригинальна. Только первая глава первой части имеет собственно романтическую форму экспозиции и завязки действия — «Отставной генерал и учитель,...
  18. Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин» Несмотря на заглавие, подразумевающее, что речь пойдет главным образом о Онегине, Пушкин, едва представив своего героя , тут же о...
  19. Лирическое и эпическое начала в романе. Композиция романа Пушкин недаром подчеркивал, что он пишет не Роман, а роман в стихах и говорил об этом: «Дьявольская разница». В обычном...
  20. Композиция и жанр романа «Лето Господне» В основе композиционной модели романа Шмелева — круг. Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне , так и на микроуровне...
« Центральный персонаж комедии Чехова «Вишневый сад»
Изменение природы хозяйственной деятельностью человека »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения