• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина

 

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина

Лермонтов-художник сформировался после поражения дворянской революции, в период, который был воспринят многими его современниками как крушение истории. Крах идей декабризма вызвал глубокую переоценку ценностей. В литературе появляется новый герой, герой эпохи «безвременья», жесточайшей реакции, безграничного произвола самодержавно-полицейского строя в России. Таким героем был Григорий Александрович Печорин. Лермонтов вплотную подошел к труднейшей задаче: показать в реальной обстановке человека своего времени — мыслящего и чувствующего, талантливого, но искалеченного средой, не сумевшего найти достойное применение своим «силам необъятным» Автору важно было объяснить появление человека такого типа, как Печорин, раскрыть с наибольшей глубиной его внутренний мир, дать полную характеристику героя.

Этой основной задаче помогает и композиция романа, целиком подчиненная авторской мысли. Композиция «Героя нашего времени» сложная и оригинальная. С одной стороны, в центре всех пяти новелл образ Печорина, с другой стороны, здесь нет обычного «наслоения» эпизодов, сцен, встреч главного героя с другими персонажами.

Столкновение главного героя романа с другими персонажами образует несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров: Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество». Эти сюжетные линии, различные по протяженности во времени, дополняются скрытым подтекстом . Соединение сюжетных линий образует полифоническую структуру романа.

Это, конечно, новаторское произведение в своей идейно-художественной основе. Полифоническое построение романа дополняется разными повествованиями о Печорине, то есть главный герой характеризуется с разных позиций, включая и его исповедь, которую можно считать доминирующей. Стремясь к наибольшей объективности и достоверности, Лермонтов поручает повествование трем рассказчикам: Максиму Максимычу , проезжему офицеру и Печорину . Однако Лермонтову было важно не только объективно показать Печорина, но и вызвать определенное отношение к нему. Поэтому такое большое значение приобретает изображение поступков действующих лиц и личности рассказчика.

Впервые мы узнаем о Печорине из повести «Бэла». Здесь дается внешний портрет главного героя, а также описываются его поступки, еще ничем не объясненные. Максим Максимыч-рассказчик — небогатый армейский офицер с начальным военным образованием, всю жизнь служивший вдали от людей высшего круга. И по образованию, и по складу ума, и по мировоззрению, и по положению в обществе Максим Максимыч противоположен Печорину.

Он не может понять его странные, «необыкновенные» поступки: этот новый офицер был для него человеком с «большими странностями», объяснить которые добродушный штабс-капитан не в состоянии. Поэтому Максим Максимыч и не пытается пересказывать рассуждения Печорина, а только фиксирует его поступки. И оттого, что об истории Бэлы и Печорина повествует человек простой, искренний и прямой, еще больше ощущается трагическая опустошенность героя, которого не может возродить даже самоотверженная любовь гордой и нежной Бэлы.

В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики Печорина — психологический портрет. Средством раскрытия личности является, конечно, и поведение героя при его случайной встрече с Максимом Максимычем, — поведение, вызывающее у читателя острую досаду на Печорина, не считающегося с чувствами других. Рассказчиком здесь выступает проезжий офицер, схожий с Печориным по возрасту, по происхождению, по образованию и по отношению к жизни.

Поэтому проезжий офицер может понять Печорина глубже, чем Максим Максимыч, он пытается раскрыть его характер, заглянуть в его душу. Рассказчик говорит о «нервической слабости», «скрытности характера» этого человека, но все это в основном предположения, и проезжий офицер, говоря о странности глаз Печорина, не знает, был ли это «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Все это еще только догадки, а полного глубокого анализа еще нет. В повести «Максим Максимыч» сам автор единственный раз сталкивается с Печориным и получает его дневники. Этот рассказ можно считать развязкой романа.

Таких сложных людей, как Печорин, лучше всего можно понять, следя за их мыслями, анализируя внутренние мотивы поступков. Поэтому Лермонтов заставляет Печорина самого рассказывать о себе, создавая — путевые записки и дневник своего героя. Большое значение имеет то, что эти записки не были предназначены для кого-либо, это не публичная исповедь.

События, записанные Печориным, расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер. В романе дан следующий порядок повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери». «Фаталист». Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: «Тамань» ; «Княжна Мери» ; «Бэла» ; «Фаталист» ; «Максим Максимыч» . В каждой части герой помещен в иную среду, показан в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада, и благодаря этому он открывается всякий раз с новой стороны.

Расположение повестей с нарушением хронологии в жизненной судьбе Печорина создает особую интригу — преднамеренную заинтересованность читателя. Не случайно в этом социально-психологическом, реалистическом романе присутствуют элементы авантюрные . Журнал Печорина раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. В своем дневнике герой очень честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание. Первая запись — повесть «Тамань».

Печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» Тамани. Чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. Из этой новеллы мы узнаем, что Печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. Сюжет «Тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. Загадочность — один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа Печорина.

Рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. Раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему помогает также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. Герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения. Если в повестях «Тамань» и «Бэла» Печорин выступает в окружении простых людей, то в «Княжне Мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества».

Здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия Печорина. «История души» главного героя раскрывается с помощью психологического анализа. Если в «Тамани» Печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати», он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно. В обрисовке лиц большое место занимает портретная характеристика. Свое отношение к изображенным персонажам автор дневника подчеркивает подбором эпитетов и глаголов, передающих состояние или раскрывающих отдельные черты персонажа.

Например, Печорин так описывает драгунского капитана: «он пожелтел, посинел». У второго секунданта Грушницкого он отмечает «пискливый голос». Речь драгунского капитана характеризует его как человека малокультурного и пошлого. Существенно во внешней характеристике персонажей и описание одежды.

Особенности Грушницкого в манере одеваться подчеркиваются дважды. Об отсутствии вкуса у юнкера свидетельствуют эпитеты: «двойной лорнет», «черный огромный платок». От Грушницкого не пахнет розовой помадой, а «несет». В «Фаталисте» полностью раскрывается душа Печорина. Поступки, описанные в этой повести, ничего нового в характере героя не выявляют.

Поведение его доказывает, что жизнь свою он не считает главной ценностью. Но много нового мы узнаем из размышлений Печорина о силе предопределения, о цели его жизни. Здесь дается объяснение, почему герой смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе».

Из предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти. Действие «Героя нашего времени» перенесено на Кавказ, что освобождает автора от необходимости рассказывать полностью биографию Печорина и выяснять причины, заставившие его сюда попасть. Но из черновых рукописей романа известно, что Печорин был сослан. По своему построению «Герой нашего времени» — редкий пример реалистического романа, свободного от обычной последовательности событий. В его построении Лермонтов как художник опередил свое время.

Эта книга подготовила появление «Записок охотника» Тургенева, романов Л, Н. Толстого, «Записок из мертвого дома» Достоевского. Прошло более ста пятидесяти лет, как появился роман «Герой нашего времени», но и до сих пор его композиция представляет собой предмет исследований и споров. Роман не вмещается в схему — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Каждая сюжетная линия обнаруживает эти временные критерии по-своему.

Композиция стала средством выражения идейно-художественной структуры произведения, средством изображения характера.



Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина

Другие сочинения по теме:

  1. Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа «Герой нашего времени», — нарисовать образ своего современника, «каким он...
  2. Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» История создания романа. . Но в 1840 году «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией...
  3. Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова «Герой нашего времени» Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени». Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке»...
  4. Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Главным героем является Григорий Александрович Печорин, молодой человек лет двадцати пяти. В нескольких местах романа автор дает описание внешности героя,...
  5. Идейный замысел романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Лермонтов начал писать Роман в 1838 году. Через два года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием. В романе решается та...
  6. Композиция романа «Герой нашего времени» Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета...
  7. Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Сюжетно-комиозиционное своеобразие романа Лермонтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Суть этой задачи состоит в...
  8. Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в...
  9. Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Лермонтов описывает лишь некоторые эпизоды из взрослой жизни героя, когда его характер был уже сформирован. Первое впечатление — Григорий сильная...
  10. Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная «теория страстей», когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  11. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первый философский романом Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания. Перед...
  12. «Герой нашего времени», анализ романа Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов известен широкому читателю как автор пронзительных стихов об одиночестве. Ему же принадлежит идея «странной любви» к Родине,...
  13. Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Г. Лермонтова «Герой нашего времени» стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед...
  14. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — «история души человеческой…» ПЛАН О чем Роман? С какой целью нарушена хронологическая последовательность событий? Как должны быть расположены повести? Зачем понадобились три рассказчика?...
  15. Сочинение по произведению лермонтова герой нашего времени. Образ печурина Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова » Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей...
  16. Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мои любимые страницы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связаны с повестью «Княжна Мери». Здесь мы видим, что Григорий...
  17. Роль образа Вулича в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Система образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского...
  18. Размышления об идеях Печорина (По роману «Герой нашего времени») Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии...
  19. Приемы психологической характеристики Печорина в романе «Герой нашего времени» Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина...
  20. «Герой нашего времени»; М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у...
« Использование INTERNET — ресурсов на уроках географии
Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения