Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева
Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину.
С. Л. Франк
План
1. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева.
2. Концепция темного и светлого начал.
3. Природа и космос.
Политический публицист, дипломат по вопросам взаимоотношений между Европой и Россией, член-корреспондент Петербургской Академии Наук — все это сочетал в себе великий человек Федор Иванович Тютчев. Широкому кругу людей он известен, прежде всего, как глубокий лирик, романтический поэт-философ, стихи которого узнают с первых школьных лет. Осмысление окружающего мира и принадлежность человечества к стройной гармоничной системе вещей — главный мотив в творчестве Тютчева.
Концепция космоса и хаоса в поэзии Тютчева представляет собой соединение образов мирового устройства и лирическое осмысление этих образов. Фрагменты философской мысли присутствуют практически в каждом значимом стихотворении, начиная от ранних лет творчества и заканчивая последними его произведениями . Тютчев не использовал слова «космос», хотя слово «хаос» встречается в его стихах достаточное количество раз, чтобы говорить о программном образе для поэта. Несмотря на отсутствие именно слова «космос», можно найти смыслы целого ряда поэтических образов и объединить их в этом концепте. Источник названий можем проследить в древнегреческой мифологии: космос — это мир, миропорядок, упорядоченная Вселенная, в противоположность хаосу.
Хаос — изначальное состояние мира, некая «разверзшаяся бездна», из которой возникли первые божества. В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Но для Тютчева хаос — это состояние природы и ее стихий, и именно из этого состояния все произошло.
Темное начало присутствует в душе, и это тянет человека к источнику хаоса, который поэт связывает с ночью, темнотой и бурной натурой:
Как жадно мир души ночнойВнимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться! О, бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится!
Наступает ночь, и солнце — «живая колесница мирозданья» — уходит с небес, и воцаряется хаос:
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;Беспамятство, как Атлас, давит сушу…
Ночь в стихотворениях Тютчева представляется временем откровений, когда человек способен отрешиться от дневной суеты и услышать голос природы, сообщающей ему свои секреты:
Мир бестелесный, слышный, но незримый, Теперь роится в хаосе ночном?..
Море и буря — «две беспредельности», играющие в человеческой душе, сливающиеся в «хаос звуков».
По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял.
Природа как воплощение гармоничного порядка как раз и есть образ космоса, космического бытия мира, отделенного от мира, выстроенного человеческой рукой и разумом. Подсознательно человек понимает, что величие природы неизмеримо, и он лишь часть от целого:
Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаемСебя самих — лишь грезою природы.
Рассматривая концепцию хаоса и космоса в стихотворениях Тютчева, заметим, что поэт умел различать благородные стремления и пагубную гордыню. Осуждению подлежат те исследователи природы, которые…
Не видят и не слышат, Живут в сем мире как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Тем не менее, Тютчев восхищается способностью человека создавать собственный порядок вокруг себя, новый порядок. Но достойно похвалы то действие, которое не противоречит гармонии и законам природы. Поэт одобряет раскрытие тайн — естественную предрасположенность человеческой души:
Ты завесу расторг божественной рукой — И новый мир, неведомый, нежданный, Из беспредельности туманнойНа божий свет ты вынес за собой.
Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева