• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

 

Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

«Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», — пишет Афанасьев В. Н. По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом». Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный — повесть «Гранатовый браслет». Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: «L. von Bethovn. Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato». Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: «Да святится имя твое!»

Критики многократно указывали на то, «что «мотивы», характерные для «Гранатового браслета» постепенно прорастали в предшествующем творчестве. Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе «Первый встречный» (1897), что любовь до самоуничижения и даже — самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, — тема эта, тронутая неуверенной рукой в рассказе «Странный случай» (1895), расцветает в волнующем, мастерски выписанном «Гранатовом браслете».3 Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом: «Недавно рассказал одной хорошей актрисе, — писал он в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, — о сюжете своего произведения — плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал»

Несколько раньше — 15 октября 1910 года — в письме к тому же Батюшкову Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это — помнишь — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова». Совсем недавно, уже в наши дни это короткое указание Куприна получило обстоятельную расшифровку в воспоминаниях Льва Любимова «На чужбине». Сын упомянутого писателя Д. Н. Любимова, Лев Любимов, подробно рассказал об истории увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтикова (такова в действительности была фамилия прототипа купринского рассказа). Соответственно фактам, имевшим место в жизни, финал повести — самоубийство Желткова — является творческим домыслом писателя. В действительности, как об этом пишет Л. Любимов, после беседы с ним мужа и брата Любимой прекращает свои преследования и больше о себе не напоминает. По мнению Афанасьева В. Н., «Куприн не случайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, — любовь, которая бывает «один раз в несколько сот лет»5. Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. По точному замечанию Штильмана С., «Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и в особенности — запахов…

Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой»6. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой…». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что — то из ряда вон выходящее, какую — то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

Афанасьев В. Н. считает, что «именно в сфере любви по преимуществу проявляет в творчестве Куприна «маленький человек свои большие чувства». И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела.

Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по — старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок — это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей.

В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем. Отдавая честь чувству Желткова, Афанасьев В. Н. однако замечает, «И если сам Куприн, предавая свои впечатления от оперы Бизе «Кармен», писал, что «любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», то чувство Желткова — это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?»



Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» объединены этой прекрасной темой....
  2. Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»;). Гранатовый браслет Куприн А. И Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Удивительной судьбы человек был Александр Иванович...
  3. Планы и ответы к рассказу В. Куприна «Гранатовый браслет» Что вам известно о реальной истории, положенной в основу сюжета повести? В одном из писем В. Куприн писал, что за...
  4. Рассказ о любви А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю....
  5. Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет»;) Гранатовый браслет Куприн А. И Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Не могу не высказать Вам, Вера Николаевна, свое негодование. Возможно,...
  6. О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет») Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней...
  7. «Гранатовый браслет» — одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна Чем было чувство Желткова — истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным?...
  8. А. И. КУПРИН «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» «Гранатовый браслет» — одно из наилучших рассказов выдающегося русского писателя А. И. Куприна, в котором автор осуждает буржуазную мораль, бездуховность,...
  9. Концепция любви в повести А. И. Куприна «Суломифь» Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав легенду «Суламифь». Обращение к этому произведению дает возможность показать своеобразие...
  10. Герои и проблематика произведения А. И. Куприна У А. И. Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко,...
  11. О любви в произведениях Куприна и Бунина От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо — пороки и низменные желания. Множество писателей...
  12. Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве А. И. Куприна А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви...
  13. Краткое содержание «Гранатового браслета» Куприна В августе отдых на пригородном морском курорте был испорчен плохой погодой. Опустевшие дачи грустно мокли под дождем. Но в сентябре...
  14. Что волнует меня в рассказах о любви Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина? В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема...
  15. «Суламифь» А. И. Куприна — яркая романтическая легенда Анализ образно-словесной организации и композиционно-сюжетной структуры произведения позволяет убедиться в том, что объектом имитации автора является восточная легенда (или предание,...
  16. Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна Роль символических образов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй,...
  17. Общая концепция повести о Левше Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя, представая в самых различных...
  18. Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» Название повести Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще неизвестный читателю. То есть под...
  19. Основні теми й ідеї добутків И. А. Буніна, А. И. Куприна Твір по літературі: Основні теми й ідеї добутків И. А. Буніна, А. И. Куприна У літературі взагалі, а в російській...
  20. Гранатовий браслет, у скороченні Список добутків у скороченні цього автора Двобій Штабс-капітан Рибников Гранатовий браслет Яма Юнкера Згорток з невеликим ювелірним футляром на ім’я...
« Краткий пересказ романа Фонтане «Эффи Брист»
Судьба молодого поколения, на примере образа Татьяны Лариной »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения