Конфликт «природного» Гурона и «цивилизованного» общества»
Тема сочинения по мотивам повести Вольтера «Простак». Все философы и писатели мира по-разному старались постигнуть смысл жизни, его добрые и плохие черты, правила жизни в большом человеческом муравейнике, который имеет название «Планета Земля». Наш «цивилизованный мир» рассмотрен, будто под микроскопом во многих произведениях Вольтера, например в «Микромегасе». Это произведение — совсем не научная фантастика, как может сдаться на первый взгляд. Писатель показывает современную цивилизацию глазами пришельцев из космоса, и главный их вывод состоит в потому, что люди не умеют быть счастливыми, так как они свой маленький мир сделали злым, преисполненным страданий. Их ссоры за кусочек земли, эти «топи», смешны пришельцам, тем не менее, люди продолжают уничтожать друг друга в абсурдных войнах. Житель Сириуса даже захотел сокрушить этот муравейник, населенный убийцами, но житель Сатурна его останавливает: не надо спешить, так как люди сами работают над своим уничтожением.
Гурон, юноша с чистой душой с Американского континента, которого судьба закинула во Францию, не понимает обычаев так называемого культурного мира. Но, что дольше он живет в новом для себя обществе, то больше понимает, что жители этой страны худшие за любого дикаря. Он говорит: «их зовут дикарями, а они, хотя и грубее, но и добрее, тогда как жители этой страны хотя и утончены, а все же таки мошенники. Что-то я не вижу в этом доброго промысла Божьего…». Юноша поражен, что он, родившийся свободным, в другой части мира не может служить в войске. Он не может понять, почему общество говорит, что живет Божьим Законом, и на самом деле это уже законы не Творца, а королей и папы. Получив военную победу, он имеет надежду на повышение в службе, и друзья, этого Гурона предлагают купить ему свой чин. Это обижает юношу: он не понимает и такого устройства.
Гурон относится ко всем доброжелательно и не может понять, почему кто-то другой может желать ему плохого. Иезуит Ла-Шез, подслушав высказывание Гурона, пишет донос на незнакомого ему человека: ему не впервые ломать чужую жизнь. Вольтер описывает трагическую историю любви мадемуазель где Сент-Ив к чудному юноше. Гурон не поймет, почему, если люди любят одно одного, они не могут вступить в брак по согласию сердца. Бракосочетанием и человеческим счастьем в этом обществе руководит выгода. Даже такое движение влюбленного сердца, как желание мадемуазель где Сент-Ив освободить своего любимого из Бастилии, не смягчает души «благородного» чиновника, к которому обращается невеста Гурона с просьбой о помощи. Чиновник с холодным сердцем овладеет мадемуазель — всего на одну ночь. Ценой ее великодушного поступка было бесчестие. Прекрасная и чистая Сент-Ив умрет. Такая цена жизни в обществе!
Наивный простак спрашивает и хочет получить ответ, и разъяснение окружающих какие-то расплывчатые, поэтому Гурон соглашается сделать что-то только после смерти мадемуазель. В стране все или врут, или не говорят всей правды, замалчивают некоторые обстоятельства. По поводу одной прочитанной книжки он говорит как воспитанный, простодушный человек: «Я могу ошибаться, но вы знаете, я привык говорить, что думаю, или, быстрее, ощущаю. Я подозреваю, что человеческие суждения часто лежат от ошибочных представлений, от моды, от прихоти. Я высказался согласно своей природы и может быть, что большинство людей недостаточно прислушается к голосу своей природы…» Правда, большинство людей не только не прислушаются к разуму, они и логикой руководствуются очень редко.
После раздумий о причинах своего пребывания в Бастилии Простак приходит к выводу, что в Франции нет законов, когда здесь можно осудить человека, даже не судя его. Он сравнивает Францию со своей родной страной и говорит: «Я родился свободным, как воздух, я дорожил только этой свободой; ее у меня забрали. Двадцать лет прожил я Гуроном. Их называют варварами, так как они мстят врагам, и некогда не бросают друзей» Вывод Простака очень интересный: «Ах, не против англичан нужно было воевать!» Вольтеровую сатиру на общество Франции можно распространить на все существующие страны и общества. В каждом можно увидеть явления, описанные Вольтером. Сам Вольтер искал свои мечты в далекой России и свободной Америке. И овеянная мечтой идеальная страна все еще остается в будущем.
Конфликт «природного» Гурона и «цивилизованного» общества»