Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета
В творчестве Афанасия Афанасьевича Фета на первом месте стояли отнюдь не социальные конфликты и даже не политические потрясения, а жизнь человеческой души. Для поэта важна тема любви, путь юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, горечь утраты и внеземного счастья, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о его месте в обществе и в душе человека. А самая любимая тема Фета — тема природы, в которой он воплотил жизнь соей души, свое внутреннее «Я» раскрылось именно в произведениях посвященным олицетворениям живого мира.
Для него, поэта-романтика, природа — это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Афанасия Фета Гармоничное слияние всего живого — основная тема поэзии Фета. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи — вот задача стихотворца. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — эти строки определяют его творческое кредо на протяжении всей жизни.
Афанасий Афанасьевич, называя себя «праздным соглядатаем», старается подметить каждую мелочь, характеризующую данное мгновение. Душевные порывы Фета связаны с явлениями природы: свирепствует зимняя буря, и «на душе не рассветает». А солнечным летним утром душа «все так же счастью… служить готова». Мечутся, кричат перед осенним отлетом ласточки, грачи, журавли, и человеку «тяжело — хоть плачь!». Весной земля дрожит от волнения, а людям хочется «лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля», — как птицам.
Мы видим, что не раз в творчестве у Фета оживают деревья, светила: «ель рукавом завешивает тропинку», «робко месяц смотрит в очи». Воспоминание о трагически погибшей возлюбленной не оставляют Фета всю жизнь. Для Афанасия Афанасьевича настоящей любовью была его юношеская любовь — Мария Лазич.
Ее образ становится эталоном нравственности, преданности. Он считает, что духовно они всегда вместе, он проносит свет этой любви «через жизнь земную». Но одновременно он преклоняется и перед «красотой иной». Женщины в его стихотворениях опоэтизированы, они или олицетворение чувственной Евы, или «молодые владелицы сада», безмолвные, замкнутые в своем превосходстве.
Один их взгляд выражает то, что «поэт пересказать не может», их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него — скорее объект преклонения, чем живые люди, способные думать, действовать, бороться. У Тютчева любовь представляется более динамичной, это и соединение, и поединок двух сердец.
Жизнь и смерть, смысл поэзии и любовь к Родине — все это является предметом размышлений Фета. Поэзия для Афанасия Афанасьевича — это способ вырваться из обыденности, уйти от реального мира. Она уносит его «в мир стремлений, преклонений и молитв».
Вдохновение рождается непроизвольно, и стихотворение складывается легко, как песня птицы . Человеческий язык «беден», чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен стараться «схватить на лету и закрепить» «темный бред души и трав неясный запах», т. е. остановить прекрасное мгновенье. У Фета нет стихотворений, декларирующих верность Родине, но только человек, влюбленный в нее, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.
Последние годы жизни стали для Фета временем раздумья над смыслом жизни и мироздания. Иногда ему кажется, что «жизнь — базар крикливый Бога», а «смерть — его бессмертный храм», иногда он жалеет о жизни, пронесшейся «без явного следа». Звезды напоминают поэту, что они — вечность, а он — миг. «Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не хочу», — писал в последние годы жизни А. А. Фет, и он был прав.
Гениальный лирик, тончайший мастер стихотворного пейзажа, глубокий мыслитель А. А. Фет не забыт нашими современниками. Уважение и любовь к его творчеству объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.
Конфликты мира и вечности, живого и умирающего в творчестве Фета